Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Американская легкая нефть захватывает Европу

03.09.2019

Хотя Азия сохраняет свои позиции в качестве главного рынка сбыта американской нефти, самый большой процентный прирост поставок этого сырья в период между январем 2017 года и августом 2019 года наблюдался в Европе, пишет портал нефтегазовой экспертизы OilPrice.com. 

За последние 3 года экспорт американской нефти европейским потребителям вырос почти втрое, увеличившись с 207 тыс баррелей в день в 2017 году до 635 тыс баррелей в день в 2019 году. Можно сказать, что этому достижению в значительной мере способствовала внешняя политика США, закрывшая весь иранский и венесуэльский экспорт для европейского рынка, но реальность характеризуется и другими нюансами. Основными сортами, экспортирующимися в Европу, являются WTI и Bakken, которые значительно легче, чем сорта, которые могут предложить Иран и Венесуэла.

Несмотря на то, что американские поставки в недавнем прошлом достигли множества новых рынков (включая такую экзотику, как одна поставка в Бельгию, две поставки в Литву и Турцию с 2017 года), эта экспансия захватила и  Великобританию. Примерно треть всех поставок из США в Европу идет в Британию, и в этом году составляет 203 тыс баррелей в день. Приход американской нефти радикально изменил прежний modus operandi в Северном море, вынудив местных производителей вывозить нефть за пределы Старого света. Следовательно, сейчас Forties почти полностью уходит в Китай, хотя всего пару лет назад этот сорт перерабатывали преимущественно в Европе. На фоне сужения спреда Brent-WTI, норвежские сорта, такие как Ekofisk, в настоящее время во все большем количестве уходят к американским переработчикам.

Великобритания также стала первой европейской страной, где появился первый в истории срочный контракт. В конце июля Essar Oil UK, дочерняя компания индийского консорциума Nayara Energy, оператора НПЗ Stanlow мощностью 296 тыс баррелей в день, искала шесть партий для поставки по одной в месяц с октября 2019 года по март 2020 года. Ходили слухи, что тендер выиграла Vitol, которая обеспечит приток на Stanlow Refinery нефти из США. Очевидно, что сланцевая нефть легче - условия тендера предусматривали поставку сортов WTI, WTL, Eagle Ford или Bakken. Среднесернистый сорт Mars пока отчаянно пытается найти место по ту сторону Атлантики. 

Следует отметить, что резкий рост спроса на американскую нефть по-прежнему носит сезонный характер - например, после удивительно сильного спроса в январе-феврале 2019 года наступил спад в марте-апреле, и то же самое повторилось в июне-июле и августе-сентябре, насколько можно судить по нынешнему положению дел. При этом на фоне игры мускулами, которая окружает иранские и венесуэльские санкции, довольно легко забыть, что американская нефть не вытеснила и не вытеснит поставки из Ирана и Венесуэлы. Правительство Трампа запретило их, однако американские сорта теперь конкурируют с каспийской CPC, алжирской Saharan Blend и ливийскими легкими сортами, а также почти со всей нефтью, добываемой в Западной Африке, а не со среднесернистыми и сернистыми сортами.

Возьмем, к примеру, Средиземноморье, один из наиболее популярных рынков сбыта иранской нефти. Что касается среднесернистой нефти, аналогичной тому, что может предложить Иран, то региональные переработчики решили заменить Iranian Light сортом Urals, отсюда и рекордно высокая премия за российскую нефть. Саудовская Аравия никогда не интересовалась Средиземноморье, тогда как Ирак мог бы отреагировать, но его больше привлекают рынки Юго-Восточной Азии с более высокими премиями. От вторжения американской нефти в Европу больше всех проигрывает Нигерия, ее экспорт в США в июле 2019 года опустился до нуля впервые в этом десятилетии.

Второй крупнейший в Европе импортер американской нефти - это наглядный пример того, как наличие глобальной сети, включающей как добывающий, так и перерабатывающий сегменты, может способствовать продвижению новых тенденций. Возьмем ExxonMobil и BP. У обеих компаний есть НПЗ в Роттердаме, а также крупные активы в американском добывающем секторе, и они с удовольствием поставляют добытую в США нефть своим европейским переработчикам. Во Франции ведущим покупателем американской нефти является принадлежащий ExxonMobil НПЗ Fos Refinery (только две поставки были осуществлены не Fos, а Lavera), что является еще одним подтверждением того, что владельцы добывающих активов в Америке наименее подвержены рискам. Основным пунктом назначения в Италии является Триест, отправная точка трубопровода TAL, где Vitol, Mercuria и Trafigura борются за первое место в списке поставщиков.

Некоторые страны восприняли начало импорта американской нефти в Европу как средство политического сближения с правительством Трампа. Литва в 2017 году купила две партии, но затем отказалась от американской нефти. Польша в этом году пообещала, что будет наращивать импорт из США, стремясь минимизировать свою зависимость от поставок российской нефти Urals, однако пока ничего не купила. Украина в июне 2019 года, вскоре после президентских выборов, купила партию и пообещала делать это и впредь, после чего вернулась к привычному сорту Azeri Light. Подобные случаи скорее отвлекают от важных тенденций, оказывающих длительное влияние на европейский рынок нефти.

Наиболее примечательной из них является использование европейскими переработчиками более легкого сырья, благодаря приходу больших объемов американской нефти. Делая ставку на долгосрочное присутствие американской нефти в Европе, некоторые переработчики используют американские сорта для изменения конфигурации своих НПЗ. Завод Aspropyrgos Refinery, принадлежащий Hellenic Petroleum, который ранее перерабатывал более тяжелых сорта, такие как Basrah Light и Kirkuk, протестировал несколько сортов американской нефти. То же самое происходит на испанских НПЗ Bilbao и Tarragona, и, возможно, некоторые другие страны вскоре присоединятся к этому клубу.

© 2018-2019 Все права защищены.