Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Анализ деятельности участников рынка ТЭК, органов госвласти, надзорных органов

28.01.2020

СОБЫТИЯ ЯНВАРЯ В ТЭК
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ – ПОСЛЕДСТВИЯ, ВЫВОДЫ, КОММЕНТАРИИ

Минэнерго предложило ужесточить систему штрафов за сжигание попутного нефтяного газа

Минэнерго предложило ужесточить систему штрафов за сжигание попутного нефтяного газа. 23 декабря заместителя главы ведомства П.Сорокин направил письмо в Минфин, в котором предлагалось вести штрафы на сжигание более 2,5% газа. По текущим правилам добытчиков штрафуют при полезном использовании менее 95% ПНГ. Минэнерго хочет повысить эту планку до 97,5%. Ведомство считает, что эта мера будет стимулировать переработку ПНГ в продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также поможет снизить экологический ущерб. Минэнерго при этом выступает против идеи Минфина о введении налога на добычу полезных ископаемых на попутный нефтяной газ с 2023 года. Его позиция заключается в том, что это приведет к удорожанию сырья, росту себестоимости готовой продукции высоких переделов и пересмотру отраслевых инвестиционных программ, в том числе к отказу от проектов по использованию ПНГ.

Минэнерго проводит долгосрочную политику стимулирования нефте-газопереработки, в этой связи в ближайшее время можно ожидать активизации обсуждения вопроса на уровне министерств. 

Баланс поставок нефти может сместиться в сторону поставок на российские НПЗ

В 2020 году «Транснефть», исходя из заявок грузоотправителей, планирует принять в систему нефтепроводов около 488,5 млн тонн нефти. Причем поставки на российские нефтеперерабатывающие заводы должны вырасти на 5,3%, до 259 млн тонн, а экспорт — снизиться на 3,9%, до 229,5 млн тонн по сравнению с 2019 годом. В прошлом году динамика была обратной — экспорт рос (на 3,6% до 238,8 млн тонн), а поставки на НПЗ снижались (на 1,3%). Это объяснялось параметрами налогового маневра — снижение экспортной пошлины на нефть с одновременным ростом НДПИ при прочих равных условиях делало экспорт более выгодным.

Работа российских НПЗ в целом остается довольно прибыльной на фоне существенных компенсаций со стороны государства. При этом поставки сырья на экспорт через порты, уровень которых в 2019 году вырос на 11% во многом из-за форс-мажора на нефтепроводе «Дружба», в следующем году могут снова упасть. По маршруту через Белоруссию, с которой до сих пор нет договоренностей о цене транзита, прокачка должна восстановиться с 42 млн до 50 млн тонн.

Для роста потребления нефти на внутреннем рынке есть объективные причины: во-первых, запустился ряд новых установок, крупнейшая из которых на комплексе «Татнефти» ТАНЕКО. Во-вторых, масштабная модернизация и высокие инвестиции сделали высокорентабельными отдельные мощности по переработке, например, у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти». В-третьих, с ходом модернизации НПЗ есть предпосылки для дальнейшего увеличения объемов потребления нефти внутри страны. С учетом установленных государством компенсаций для переработчиков в рамках налогового маневра доходность некоторых НПЗ в 2020 году только вырастет за счет региональных выплат. Большой прирост выпуска дизтоплива в России создаст нефтекомпаниям и сложности, так как им придется искать маржинальные рынки сбыта и конкурировать между собой и с мировыми поставщиками.

Судебная тяжба между Лукойлом и ФАС

ЛУКОЙЛ одержал промежуточную победу в споре с ФАС о тарифах на перевалку нефти на Варандейском терминале в Печорском море. Арбитражный суд Московского округа в кассации встал на сторону ЛУКОЙЛа в споре с ФАС, которая признала завышенной цену на перевалку на Варандейском терминале. Кассационная инстанция решила, что дело должно вернуться в первую инстанцию. ФАС по жалобе «Роснефти» пыталась добиться снижения стоимости перевалки на Варандее. 

Теперь, поскольку предписание не вступило в силу, ЛУКОЙЛ сможет как минимум некоторое время не снижать тариф. Кроме того, по мнению юристов, теперь у компании больше шансов выиграть дело. Судебная практика показывает, что зачастую направление кассацией дела на новое рассмотрение, как правило, является очень хорошим знаком для заявителя кассационной жалобы. 

Роснефть просит правительство ускорить разработку мер поддержки для месторождений, прошедших инвентаризацию 

Глава Роснефти Игорь Сечин попросил премьера Дмитрия Медведева ускорить разработку конкретных мер поддержки прошедших инвентаризацию месторождений и давать льготы только тем, кто представил данные по каждой скважине. 10 декабря 2019 года И.Сечин направил премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором попросил премьера к 1 февраля 2020 года подготовить и направить в правительство предложения по налоговому стимулированию месторождений Западной Сибири на основании проведенной «дифференциации налоговых условий». Он также считает нужным «проводить инвентаризацию исключительно на основании данных в разрезе проектных скважин». Игорь Сечин в письме подчеркивает, что «Роснефть» является единственной компанией, представившей «поскважинную» (в разрезе проектных скважин) оценку разработки в отношении всех месторождений, тогда как другие нефтекомпании — в основном по эксплуатационным объектам (пластам, залежам).

Из более 400 представленных нефтекомпаниями в ГКЗ месторождений поскважинный учет был сделан примерно для 100 месторождений, остальные расчеты были сделаны на основе проектной документации. Удовлетворение просьбы может сделать «Роснефть» единственной компанией, которая получит господдержку.

Дискуссия о размерах налогового вычета по НДПИ для Приобского месторождения

Минфин и Минэнерго до сих пор не пришли к компромиссу относительно размера налогового вычета по НДПИ для Приобского месторождения. Минэнерго выступило против законопроекта Минфина, предполагающего плавающий вычет в зависимости от цены на нефть, настаивая на фиксированном размере льгот. Минэнерго поддерживает позицию компаний, согласно которой они должны получать фиксированный вычет из НДПИ в размере 46 млрд руб. для «Роснефти» и 13,5 млрд руб. для «Газпром нефти» в течение десяти лет. Взамен нефтекомпании обещали увеличить инвестиции в разработку месторождения, что должно принести 100 млн тонн дополнительной добычи. Минфин предлагает предоставлять вычет только в том случае, если цена на нефть будет ниже заложенной в бюджет — это минимизирует риски недополучения бюджетных расходов, но такой подход менее выгоден для компаний, если цена на нефть будет невысокой

Спор должен быть урегулирован на совещании в правительстве, однако его сроки неясны.

Рост цен на российском топливном рыноке

В январе 2020 года оптовые цены на бензин в России продолжили рост. Стоимость АИ-95 с начала января увеличилась на 5%, АИ-92 — на 2,3%. С ноября 2019 года цены выросли на 15%, следует из данных СПбМТСБ. Такой рост произошел на фоне увеличения цен на нефть. Основными факторами, оказавшими влияние на рост цен, было увеличение акцизов на топливо с 1 января при одновременном снижении компенсаций по демпферной составляющей обратного акциза на нефть (выплачиваются НПЗ из бюджета). Опасения вызывал существенный рост экспорта бензина с одновременным снижением объемов производства, из-за чего сокращаются поставки топлива на внутренний рынок, говорили “Ъ” в Российском топливном союзе. НПЗ нефтекомпаний действительно снижают загрузку на фоне падения маржи переработки. По предварительным оценкам, доля убыточной переработки нефтяного сырья в декабре прошлого года превысила 55%. Таким образом, сокращение прибыльной переработки продолжается: в октябре на заводах в убыток было переработано около 4 млн тонн, или 16% от общего объема поступившего на переработку сырья, в ноябре — 12,7 млн тонн, или 52%.

В 2020 году компании пока готовятся к увеличению переработки, это следует из заявок на поставку нефти на НПЗ по системе «Транснефти». В 2020 году заявки на поставку нефти на переработку в РФ выросли на 5,3%, до 259 млн тонн, тогда как заявки на экспорт нефти снизились на 3,9%, до 229,5 млн тонн. Тем не менее нефтекомпании могут поменять это распределение, если рыночная конъюнктура для переработки по-прежнему будет неблагоприятной.

Переговоры о поставках нефти в Белоруссию

Белоруссия ввела экологический налог за транзит нефти и нефтепродуктов по своей территории. В целях формирования источника денежных средств для ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии на магистральном нефтепроводе либо иных непредвиденных ситуаций, связанных с перемещением нефти и нефтепродуктов по территории Белоруссии, для организаций, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов, установлена ставка налога на прибыль в размере 50%.
Введение экологического налога на транзит нефти и нефтепродуктов на рынке считают попыткой давления на Москву в рамках переговоров по поставкам нефти. Минск требует от российских нефтекомпаний отказаться от премии при поставках в страну, на что те не готовы. Требования Белоруссии связаны с тем, что стоимость нефти для нее в этом году вырастет из-за налогового маневра — по расчетам «Белнефтехима», на $20 на тонну (на 5% по сравнению с 2019 годом).

В середине января оператор белорусского участка нефтепровода «Дружба» «Гомельтранснефть Дружба» заявил, что собирается проводить ежемесячные ремонты на отрезке Мозырь—Брест-3 с частичной остановкой перекачки нефти. Заявление Минска о начале ремонтов стало очередной попыткой улучшить позицию в переговорах по стоимости транзита российской нефти. 20 января «Белнефтехим» сообщил, что до конца месяца компания должна получить первую партию норвежской нефти в 80 тыс. тонн с поставкой в литовский порт Клайпеда для «Нафтана». Искать альтернативные источники поставок нефти на свои НПЗ Белоруссии пришлось после того, как «Белнефтехим» не смог договориться о цене с российскими нефтекомпаниями, которые настаивают на сохранении традиционной премии к экспортному паритету в $6 на тонну. Из-за отсутствия контрактов поставки из РФ остановились с начала года. Но потом Минск смог договориться о закупке нефти с рядом компаний, входящих в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева. Несмотря на активные поиски альтернатив, российские и белорусские компании продолжили консультации по поставкам нефти в республику, а также идет обсуждение на уровне Минэнерго. В связи с началом поставок в Белоруссию нефти из третьих стран, в частности, из Норвегии, российские поставки нефти были скорректированы по времени. В январе 2020 г. предполагалось поставить в Белоруссию весь запланированный на 1й квартал объем нефти - 750 тыс. т (в т. ч. 100 тыс. т - по ж/д). Сейчас планируется отгрузить в январе 2020 г. лишь 500 тыс. т.

В конце января стало известно, что Россия и Белоруссия, вероятно, не будут форсировать переговоры об условиях прокачки российской нефти по территории республики. Позиции сторон существенно не сблизились, а с 1 февраля ставка транзита автоматически индексируется на 6,8%. В Минске готовы временно принять такой уровень, чтобы к лету начать новые переговоры по цене уже с учетом утвержденного экологического налога и готовых расчетов по компенсациям за поставки загрязненной хлоридами нефти. При сильном росте тарифа на транзит через Белоруссию российские поставщики могут развернуть часть объемов нефти в порты или увеличат загрузку своих НПЗ.

Экономически обоснованной альтернативы российской нефти у Минска нет. В случае отсутствия контракта с РФ Белоруссии наиболее выгодно будет покупать ту же российскую нефть из Европы. При этом ее стоимость для республики вырастет на величину экспортной пошлины и затрат на логистику. Сегодня эта дельта составляет прим. $90-100 на тонну. По мере движения к 2024 году (сроку окончания налогового маневра) дельта будет уменьшатся за счет снижения экспортной пошлины.

Хлорорганика в трубопроводной системе «КазТрансОйла»

16 января Казахстан приостановил экспорт нефти в Китай из-за обнаружения в трубопроводной системе «КазТрансОйла» повышенного содержания хлорорганических соединений. Был остановлен прием сырья от АО «СНПС-Актобемунайгаз» «до урегулирования вопросов качества сдаваемой нефти». Эта компания разрабатывает месторождения Жанажол, Кенкияк в Актюбинской области и ряд других, ее контролирует китайская CNPC. Был скорректирован график поставок нефти на январь 2020 года. Высвобожденные объемы перенаправлены для загрузки на «ПетроКазахстан Ойл Продактс» в Шымкенте. Также изменен график загрузки Павлодарского нефтехимического завода. 22 января в 14:10 мск прием нефти АО «СНПС - Актобемунайгаз» в систему магистральных нефтепроводов «частично возобновлен», представители компании сообщили, что содержание хлорорганических соединений в сдаваемой нефти не превышает допустимых норм»

Ключевым поставщиком нефти через Казахстан является «Роснефть», которая для транзитных поставок в Китай использует своповую схему. Нефть «Роснефти» идет на Павлодарский НПЗ, а Казахстан взамен поставляет свою нефть в Китай по нефтепроводу Атасу—Алашанькоу. На 2020 год «Роснефтью» заявлена поставка по этому маршруту 10 млн тонн нефти. 23 января пресс-служба компании «Казтрансойл» сообщила, что транзит российской нефти по системе нефтепроводов казахстанской компании «Казтрансойл» не приостановлен и осуществляется в полном объеме.

Убийство иранского генерала Касема Солеймани в Багдаде

3 января в результате ракетного удара по международному аэропорту Багдада был убит командующий силами специального назначения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани. Удар нанесли по распоряжению президента страны Дональда Трампа. В числе погибших также оказался замглавы иракского шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандис. О том, что Касем Сулеймани может оказаться под ударом США, стало известно в апреле 2019 года, когда Вашингтон внес КСИР в список иностранных террористических организаций. Будучи частью КСИР, батальон «Аль-Кудс» — одно из наиболее мощных подразделений, которое участвует в сирийском и иракском конфликтах, — также оказался в этом списке. По утверждению Пентагона, Касем Сулеймани планировал нападения на американских дипломатов и военнослужащих в Ираке и других странах региона. В своих дальнейших заявлениях Пентагон признал: цель ударов — «сдерживание будущих планов нападения со стороны Ирана».

Иранский президент Хасан Роухани заявил, что «Иран и другие страны региона отомстят Америке», а глава МИДа страны Джавад Зариф назвал убийство Сулеймани «актом международного терроризма со стороны США».

В ночь на 8 января Корпус стражей Исламской революции нанес ракетный удар по авиабазе Аль-Асад и военному объекту в районе Эрбиля в Ираке, где размещены американские войска. Министр обороны США Марк Эспер сообщил журналистам, что всего Иран использовал при ударах 16 ракет. Из них 12 достигли целей: 11 попали по авиабазе Аль-Асад, одна - по базе в Эрбиле. При этом инфраструктуре баз были нанесены лишь «умеренные повреждения»: пострадали вертолет, палатки, площадки для стоянок техники

События в Ираке несут в себе риск эскалации нового витка напряженности на всем Ближнем Востоке, что может подтолкнуть сырьевые котировки сильно вверх, к уровням в 100 долларов за баррель. Однако, говорить о возникновении прямого столкновения США и Ирана пока преждевременно: до недавнего времени ни одна провокация ни с одной стороны не приводила к горячему конфликту.

В случае затяжного военного конфликта между США и Ираном возможен «шок» для мировых финансовых рынков и экономики, «широкий» по своим последствиям, которые затронут не только мировую энергетику и банковскую сферу, но и туризм.

Эскалация протестов в Ираке и закрытие нефтяных портов на востоке Ливии

В январе 2020 года продолжились протестные выступления в Ираке. Протесты в стране продолжаются с октября 2019 года. Они начались в Багдаде и позднее распространились на другие города. Демонстранты обвинили власти в массовой коррупции, низком уровне жизни и тяжелом экономическом положении, и потребовали отставки правительства. В начале декабря 2019 года парламент Ирака проголосовал за отставку премьер-министра Аделя Абдель Махди. Он написал прошение об уходе по собственному желанию на фоне проходящих в стране протестов. Президент Ирака Бархам Салех также подал парламенту прошение об отставке, пока он продолжает исполнять свои обязанности. Протесты в Ираке стали самыми масштабными с момента свержения Саддама Хусейна в 2003 году. По данным властей, погибли уже более 600 человек, пострадали около 50 тыс.

В связи с активизацией протестов была остановлена работа по добыче нефти из иракского месторождении Аль-Ахдаб, расположенного в 180 километрах к юго-западу от Багдада. участники антиправительственных протестов заблокировали доступ к месторождению. Аль-Ахдаб разрабатывается Китайской национальной нефтяной корпорацией и дает около 70 000 баррелей нефти в сутки.

В середине января стало известно о закрытии нефтяных портов Ливии. Объекты были закрыты на территориях, подконтрольных фельдмаршалу Халифе Хафтару, являющемуся командующим Ливийской национальной армии. К закрытию портов призывали представители местных племен в знак протеста против действий Правительства национального согласия. Национальная нефтяная корпорация Ливии уже заявила, что в случае закрытия нефтяных терминалов добыча сырья будет приостановлена, что приведет к значительным потерям для бюджета страны. На данный момент открытым остается пока только один порт — Зувейтин.

Объемы ливийского экспорта невелики, другие поставщики смогут его заместить. Вместе с тем, одновременное прекращение поставок из Ливии и Ирака для рынка может оказаться весьма ощутимо. Сокращение ливийского и иракского экспорта способно вызвать краткосрочный рост котировок вплоть до 68-69 долларов. Разрешение кризиса, вероятнее всего, будет способствовать возвращению котировок к привычному уровню.

КНР активизирует процесс привлечения иностранных компаний в нефтегазовую отрасль 

Китай в конце 2019 - начале 2020 года активизировал процесс привлечения иностранных компаний и их капиталов в нефтегазовую отрасль страны. В октябре на полях Международной нефтегазовой конференции в Zhoushan были подписаны предварительные соглашения на $24 млрд, в том числе с Exxon Mobil, Saudi Arabian Oil, BP. В декабре стало известно, что китайская национальная корпорация CNOOC заключила Стратегические соглашения о сотрудничестве сразу с девятью IOC, в том числе с Chevron, ConocoPhillips, Equinor, Husky, KUFPEC, Roc Oil, Shell, SK Innovation и TOTAL. 

Тенденция нацелена на возвращение иностранного бизнеса в остро нуждающийся в передовых технологиях сектор после волны выходов из страны значительного количества инвесторов в 2015 году из-за низких цен на нефть. С тех пор в Китае открыты несколько зон свободной торговли с облегченным регулятивным режимом, с прозрачными правилами ведения бизнеса и ограничений

Рост добычи в США 

К середине января 2020 г. Соединенные Штаты смогли нарастить производство до очередного нефтяного рекорда. Главным фактором, подстегивающим добычу, спрос на энергоносители и сырьевые котировки, стал прогресс, достигнутый в переговорах между США и Китаем. Страны приостановили торговую войну, заключив соглашение о первой фазе торговой сделки. 

Несмотря на очередной рекорд добычи в США, нефтяная отрасль страны продолжает страдать от замедления темпов роста, банкротств малых и средних компаний, увеличения давления и контроля за игроками со стороны инвесторов. Крупнейшие международные добывающие компании — ExxonMobil и Chevron — продолжают наращивать присутствие в сланцевых бассейнах и делают на них ставку в долгосрочной перспективе. Несмотря на замедление темпов, добыча в США продолжает расти, ставя все новые рекорды. 

EIA спрогнозировало среднюю стоимость нефти в 2020 г. на уровне 65 долларов за баррель сорта Brent

Управление энергетической информации США в краткосрочном прогнозе Short-Term Energy Outlook предсказывает среднюю стоимость нефти в 2020 г. на уровне 65 долларов за баррель сорта Brent и 59 долларов за баррель WTI. На 2021 г. прогнозируется рост нефтяных котировок до среднегодового показателя в 68 долларов за баррель Brent и 62 долларов за баррель West Texas Intermediate. 

По мнению экспертов EIA, геополитическая напряженность повлияла на стоимость нефти во второй половине 2019 г. — начале 2020 г., но в дальнейшем политические риски, как считает Управление энергетической информации, ослабнут. В результате цена на Brent к маю 2020 г. стабилизируется в районе 62 долларов за баррель.

© 2018-2020 Все права защищены.