Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Экологическое противостояние с экономическим эффектом

Нетто-экспортеры углеводородного сырья с каждым годом все больше уделяют внимание решению задачи снижения бюджетной зависимости от нефтегазовых доходов, тогда как у нетто-импортеров задача другого характера: как сформировать эффективность переработки импортируемого сырья в условиях сложности диверсификации наиболее экономичных трубопроводных поставок.

Постепенное обнуление таможенной пошлины на нефть к 2024 году в рамках реализации параметров налогового маневра в России приводит к тому, что не только российские, но и белорусские нефтеперерабатывающие заводы лишатся субсидий и будут закупать нефть по мировым ценам.

Разумеется, это приведет к снижению маржинальности нефтепереработки тонны нефти на величину таможенной пошлины, которая в январе 2020 года составляет 77,2 долларов за тонну.

В качестве «ответного хода» белорусская сторона анонсировала внесение   дополнений в налоговое законодательство, предложив новый экологический налог на транзит нефти. Такой налог предположительно должен компенсировать выпадающие доходы за счёт поэтапного обнуления таможенной пошлины в России. 

Ситуация неоднозначная, требующая всесторонней оценки возможных изменений производственных показателей как при поставке российского сырья, так и объемов переработки на нефтеперерабатывающих предприятиях Белоруссии, а также экономических, налоговых последствий и бюджетного наполнения стран.

Производственная повестка 

Несмотря на выполнение сделки ОПЕК+ России удалось в прошлом году нарастить нефтедобычу до уровня 560,2 млн.тонн, при этом внутреннее потребление в 2019 году сократилось, а экспорт значительно возрос за счет прироста морских поставок нефти.

По итогам за 12 месяцев 2019 года общие потери от недозагрузки мощностей трубопровода "Дружба" в страны Евросоюза составили - 6,5 млн.тонн нефти, что было связано с загрязнением хлорорганикой трубопровода «Дружба» во втором квартале 2019 года.

Таблица 1. Изменение поставок нефти по трубопроводу «Дружба», в млн.тонн нефти в год, за 2018-2019 г.г..


При этом за период с января по декабрь 2019 года поставки нефти сократились:

в Германию на – 4,4 млн.тонн,

в Польшу   на - 1,9 млн. тонн,

в Чехию, Словакию и Венгрию   на – 0,2 млн. тонн.

По системе «Транснефть» в прошлом году экспорт по трубопроводу «Дружба» сократился на фоне взрывного роста экспорта через морские терминалы.

Таблица 2. Изменение поставок нефти по системе ПАО «Транснефть» через морские терминалы, в млн.тонн нефти в год, за 2018-2019 г.г..


Так, «мимо» Белоруссии прошло 13,7 млн.тонн российских грузопотоков, из которых было дополнительно направлено в Европу через порты Приморск и Новороссийск 12,4 млн.тонн нефти.

В 2019 году поставки нефти на НПЗ Белоруссии сократились на 0,3 млн.тонн относительно 2019 года.

Таблица 3. Изменение поставок нефти по системе ПАО «Транснефть» в направлении НПЗ Белоруссии, в млн.тонн нефти в год, за 2018-2019 г.г..


Потери от недопоставки нефти на НПЗ Белоруссии в 2019 году можно считать незначительными, но 18-ти миллионная годовая квота, предусмотренная межправительственным соглашением, все-таки оказалась не выполненной.

Экономические результаты 2019 года

Таким образом, за 2019 год Белорусская сторона и так не досчиталась транзита в объеме 6,5 млн.тонн нефти, что составило в денежном выражении с учетом действовавших транзитных тарифов 2,2 млрд рублей.

А в августе 2019 года Белоруссия и Россия согласовали повышение тарифа на транспортировку российской нефти по белорусской территории на 3,7% с 1 сентября 2019 года.

В то же время, за последние 5 лет рост тарифов на транспортировку нефти по территории Белоруссии составил 42%.

Таблица 4. Тарифы на транспортировку нефти по территории Белоруссии, за 1 тонну нетто, без НДС в рублях


В историческом срезе цены закупки российской нефти для белорусских НПЗ ниже мировых

За последние 5 лет уровень цены нефти Юралс на Роттердамском и Средиземноморском рынках менялся от минимального среднемесячного значения 28,4 долларов за баррель/206 доллара за тонну в январе 2016 года до максимального среднемесячного значения 79,5 долларов за баррель/574 доллара за тонну в октябре 2018 года.

Рисунок 1. Изменение среднемесячных цен на нефть Юралс на Роттердамском и Средиземноморском рынках и таможенной пошлины на нефть, в дол. за тонну, за 2015-2019 г.г..


При этом минимальное значение таможенной пошлины было зафиксировано в марте 2016 года – 40 долларов за тонну, максимальное - в ноябре 2018 года – 152 доллара за тонну.

Рисунок 2. Среднемесячные цены на нефть Юралс на Роттердамском и Средиземноморском рынках и цены российской нефти на Мозырском НПЗ и ПО НАФТАН, в дол. за тонну, за 2015-2019 г.г..


На рисунке 2 видна корреляция за последние 5 лет цен на нефть Юралс на Роттердамском и Средиземноморском рынках и цены российской нефти на белорусских НПЗ: Мозырском и ПО НАФТАН.

Рисунок 3. Разница в цене между стоимостью российской нефти на международном рынке и НПЗ Белоруссии


Рисунок 3 демонстрирует, что при наличии таможенной пошлины на нефть стоимость закупки российской нефти белорусскими предприятиями ниже, чем стоимость реализации нефти Юралс на внешнем рынке, однако разница в цене закупки обусловлена в большей степени изменением конъюнктуры цен на нефть на мировом рынке.

Чем ниже мировая цена нефти, тем ниже дополнительный доход белорусских НПЗ при приобретении российского сырья.

Однако когда таможенная пошлина обнулится, согласно текущей формуле купли-продажи российской нефти - чем выше будут тарифы на транспортировку нефти по территории Белоруссии до НПЗ, тем выше будет стоимость закупаемого сырья.

Когда таможенная пошлина обнулится - цена для белорусских НПЗ будет зависеть от роста тарифов на транспортировку нефти по территории Белоруссии

Пока текущие тарифы на транспортировку нефти по территории Белоруссии до НПЗ не позволяют при обнулении таможенной пошлины сформировать цену на белорусских НПЗ выше цены нефти Юралс на мировых рынках.

Однако прогрессивный рост транспортных тарифов на территории Белоруссии при сохранении текущей формулы цены может сделать реалией прогноз по завышенной цене нефти для белорусских НПЗ к окончанию налогового маневра в нефтегазовой отрасли, результатом которого должен стать рост НДПИ с одновременным обнулением таможенной пошлины на нефть.

Транзитно-экологический налог

С 1 января 2020 года указом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко введен экологический налог на транзит нефти и нефтепродуктов по территории Белоруссии.

Заявляется, что объектом налогообложения экологическим налогом признана «транзитная транспортировка по территории Белоруссии нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами». Ставка экологического налога установлена в размере 0,35 белорусских копеек (около 73 центов) за перемещение 1 тонны нефти и (или) нефтепродуктов на 100 км. Новый налог будет применяться по ставке 50% к поступлениям белорусских компаний от транзита нефти и нефтепродуктов.

Обеспечение в 2020 году объемов транзита нефти на уровне около 50 млн.тонн в год может позволить получить дополнительные доходы за счет экологического налога за транзит в сумме 190 млн. долларов.

Сможет ли белорусская сторона компенсировать выпадающие доходы за счет экологического налога?

С большой долей вероятности, такой налог не компенсирует постепенно выпадающую величину таможенной пошлины, которая в январе 2020 года составляет 77,2 доллара за тонну, или 16% от стоимости нефти Юралс за период мониторинга.

Если в противовес рассчитать сокращение таможенной пошлины на нефть с 20% до 16% к цене нефти "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), (или на 4% относительно уровня 2019 года), то при гипотетическом сохранении конъюнктуры мировых цен на нефть 2019 года, такое снижение таможенной пошлины соответствует снижению доходности поставок нефти на 357 млн. долларов.

Однако белорусский транзитный налог может стать тяжелым бременем для российских компаний, использующих белорусские трубопроводные мощности для поставки нефти в Германию, Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию.

Ни импортеры российского сырья, ни нефтедобывающие компании не заинтересованы в урегулировании вновь возникших вопросов стоимостного характера, связанных с неожиданным ростом затрат на доставку сырья.

Налог на транзит, преобразуясь в дополнительную стоимость при прокачке по территории Белоруссии, скорее повлияет на прибыльность российских нефтяных компаний, чем импортеры согласятся на «худшие» условия относительно текущих поставок.

Де-факто ответные меры коснутся всех участников рынка

Список нефтяных компаний – поставщиков сырья в Белоруссию значительно короче перечня поставщиков транзитной нефти по трубопроводу «Дружба» в дальнее зарубежье.

С одной стороны, Белоруссия просит снизить на $10 контрактную цену на нефть, с другой стороны подписан указ о введении экологического налога на транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики.

То есть одни российские компании по предложениям белорусской стороны должны передать $10 потенциальной выручки белорусской стороне при поставках на НПЗ Белоруссии, а другие – получить меньше доходов от поставок нефти в страны Евросоюза на величину нового транзитно-экологического налога, составляющего от 1,57 до 4,58 доллара за тонну в зависимости от направления экспорта.

Вроде бы, эти предложения сделаны в «ответ» на снижение таможенной пошлины, но де-факто лягут «на плечи» российских нефтяных компаний. Однако российские нефтяники потеряют – и бюджет потеряет.

Как вариант решения, часть транзитных экспортных объемов может быть перенаправлена через российские морские порты для приобретателей Польши и Германии, располагающих морскими терминалами для приема нефти, но для континентальных стран Венгрии, Словакии и Чехии такой вариант решения едва ли работоспособный.

А будет ли найдет компромисс?

Исторически сложившиеся добрососедские и торговые отношения России и Белоруссии выстраивались веками.

По сути наблюдаемые нами законодательные изменения белорусской стороны означают перетягивание прибылей из кармана Российских нефтяных компаний в Белорусский бюджет.

В этой связи ключ к восстановлению торговых оборотов энергоносителей, важных как для экономики России и Белоруссии, так и для обеспечения надежности транзитных экспортных поставок – это дружественные шаги, включающие взвешенные изменения фискальной политики.

© 2018-2020 Все права защищены.