Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Европа потребляет все меньше энергии

Европа потребляет все меньше энергии
17.07.2020

Падение потребления энергии в Европе отмечается уже почти полтора десятилетия. Это хорошо видно на графике из очередного отчета о движении к «Целям устойчивого развития» (Sustainable Development Goals) в рамках общей программы «Устойчивого развития в Европейском союзе» (Sustainable Development in European Union).



Справка. 28-й член ЕС, Хорватия, присоединилась к ЕС в 2013 году.

Primery energy – энергия энергоносителей в их первичной форме (нефть, газ, уголь).

Final energy −непосредственно потребляемая энергия, например, электроэнергия с угольной электростанции.

Пик потребления энергии в Европе был зафиксирован в 2006 году и до сих пор остается непревзойденным. Ожидается, что в 2020 год снова произойдет снижение потребления энергии. Частично это объясняется возросшей эффективность энергопотребления во всех сферах − строительство теплосберегающих домов, повышение КПД автомобильных двигателей и т.п. Этот эффект виден по отношению вторичного энергопотребления к первичному. Для 2003 года оно составляет 0,693, а для 2018 года − 0,724, то есть меньше энергии потерялось на пути к потребителю.

В то же время общее снижение потребления энергии указывает, что экономическое развитие Европы приостановилось, особенно в ведущих экономиках региона. Вот интересный график: сравнение потребления первичной энергии на душу населения в 2013 и 2018 гг. До уровня Словении потребление энергии в 2018 году больше или равно потреблению в 2013 году (выбивается из тенденции только Эстония). А начиная с Германии − наоборот, в 2018 меньше, чем в 2013. Отметим и двукратную разницу в показателях Германии, и, например, Греции.



ВВП стран ЕС растет, но главным образом за счет сферы услуг, что иллюстрируют показатели экспорта/импорта. С 2014 по 2018 гг. экспорт из ЕС в Китай вырос на 1,1%, а импорт − на 2%. Европу выручают США, где производство падает еще более стремительно.

Эти графики означают, что России незачем рассчитывать на рост потребления в Евросоюзе нефти, угля и газа. Наоборот, ввод в эксплуатацию все новых ветрогенерирующих мощностей будет замещать и без того сокращающееся потребление ископаемого топлива.

На графике видно, как сокращается потребление по видам топлива. Из ископаемых топлив больше всего сократилось потребление угля (solid fossil fuels), а потребление возобновляемой энергии и биотоплива (renewable and biofuels) выросло в два раза.


Замещение энергоемких производств сферой услуг хорошо иллюстрирует график производства ВВП на килограмм нефтяного эквивалента. С 2003 по 2018 гг. показатель вырос на 31%. Понизить энергоемкость доменной печи на 31% невозможно, а машинка для стрижки собак и компьютер биржевого трейдера потребляют совсем мало энергии, принося хороший доход.




Доля возобновляемой энергии быстрее всего растет в производстве электроэнергии. А вот потребление возобновляемой энергии на транспорте растет заметно медленнее, и то в основном за счет биодизеля.


Хорошей информацией для российских экспортеров энергоресурсов является устойчивая доля их импорта странами Евросоюза. Импорт компенсирует сокращение собственного производства. За последние 10 лет заметно выросли доли импорта угля и газа.


Интересно, что до сих пор более 7% населения стран EU-27 не могут поддерживать в своих домах комфортную температуру помещения.

Особенно популярна эта тема для Великобритании – сеть полна рассказами о ледяном душе и грелке в холодную кровать вместо теплой батареи в комнате. Хотя лидером по числу холодных жилых помещений Евростат признает Болгарию − 35% ее жителей не могут согреться.



В прогнозах потребления в Европе ископаемого топлива можно учитывать тот факт, что, как говорится в выпущенном МЭА «Обзоре энергетической политики» в ЕС, «прогресс [в снижении выбросов парниковых газов] в энергопотреблении зданий и на транспорте замедлился к концу 2019 года». Здания по-прежнему отапливаются газом (доля 37%) и углем (доля 25%), а транспорт не хочет отказываться от дизеля и бензина.

Планы в отношении транспорта в ЕС, с одной стороны, выглядят фантастическими, а с другой, вполне реалистичными. К фантастике хочется отнести мечты, что по европейской стратегии "зеленый курс" выбросы парниковых газов от транспорта до 2050 года снизятся на 90%. Для этого 75% объема внутренних перевозок, осуществляемых автомобилями, должны переместиться на «железнодорожные и внутренние водные пути», а легковушки предлагается перевести на электричество.

Вероятно, реально сделать так, чтобы к 2025 году 13 млн. транспортных средств с нулевым и низким уровнем выбросов смогли заряжать аккумуляторы на 1 млн общественных заправочных (к 2030 году должно появиться 3 млн таких станций). Но прогноз роста электротранспорта на ближайшие годы не впечатляет: Еврокомиссия планирует долю экотранспорта к 2030 году только в 14% (при целевом показателе 3,5% для продвинутого биотоплива), сейчас показатель 8%. При этом рост экопарка на 0,6% в год в обзоре МЭА назван «амбициозным».

Как бы то ни было, на ближайшие лет 10 газ и уголь останутся основными источниками энергии для промышленности и бытового сектора ЕС. А планы в отношении электромобилей вряд ли сбудутся даже не потому, что аккумуляторы пока слишком дороги. Мало кого из потребителей устроит время зарядки (до 30 часов при напряжении в сети 220 В и до 10 часов от сети 380 В). В случае, если Tesla укомплектована инвертором на 22 кВт, зарядка батареи 100 кВт займет менее 5 часов. Японский стандарт CHAdeMO (мощность 50 кВт) позволяет зарядить электромобиль за 2 часа. От зарядной станции CCS-combo мощностью 250 кВт батарея зарядится за полчаса. Но если что-то при зарядке пойдет не так, взрывной волной выбьет окна во всех соседних домах.

Прогнозируя рост числа электромобилей, аналитики забывают о психологии. Сейчас на волне массированной «зеленой» пропаганды и чрезмерной дороговизны владеть электромобилем престижно. Но пройдет время, и мы прогнозируем, что около порога равенства суммарной стоимости (цена автомобиля и стоимость владения) электротранспорта и бензиновых авто приоритеты изменятся. Электромобиль станет уделом бедняков, которым важно дешевое топливо и некуда торопиться, а уважающие себя деловые люди будут гордиться возможностью оплатить все экологические налоги на пользование бензиновым двигателем ради заправки за 3 минуты, а не за полчаса. Вот тогда цене нефти позволят улететь в небеса.

© 2018-2020 Все права защищены.