Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

ФАС присоединила Крым к бирже

ФАС присоединила Крым к бирже
22.07.2020

«Сеть АЗС «ТЭС» подозревается в нарушении запрета, установленного статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Согласно данной правовой норме хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещается устанавливать монопольно высокие цены», - сообщает Крымское управление ФАС.   Это вторая по величине сеть АЗС в Крыму и Севастополе, в нее входит около 70 АЗС. На сегодняшний день литр бензина АИ-95 на заправках «ТЭС» стоит 52,9 рубля (в среднем по РФ – 46,67 рубля).

Заигрались

Также Федеральная антимонопольная служба ведет проверку причин аномального роста цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, где проводятся топливные торги. Как рассказал в интервью ТАСС начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев, версий может быть две: объективные экономические причины или манипулирование ценами или сговор.

«Обе версии имеют право на существование. Необходимые запросы на биржу мы направили. Ответ в ближайшее время получим, проанализируем, как вели себя компании во время биржевых торгов. Если обнаружим признаки ценового манипулирования или сговора, то виновные будут наказаны», - заявил Тенишев.

Участники топливного рынка утверждают, что поведение биржевых игроков в период ажиотажного спроса не вписывалось в привычные рамки. Так, ряд производителей бензина вместо его продажи занимались скупкой крупных партий топлива. Попытка резко нарастить объемы продаж самого быстро дорожающего бензина Аи-95 (судя по статистике СПбМТСБ, эта миссия была поручена «Сургутнефтегазу») закончилась тем, что дополнительные 5 тыс. т бесследно растворились в хранилищах трейдеров. Попутно был установлен очередной ценовой рекорд.

Минус на минус

То, что расследования ФАС смогут позитивно повлиять на ситуацию на рынке топлива, его участники не верят. «ФАС у нас, к сожалению, обращает внимание не на то, что следует. Почему-то они никак не отреагировали на инициативу оснащать каждую цистерну с бензином, идущую через Крымский мост, пломбой GLONASS. У нас в результате тариф на транспортировку должен был после запуска железнодорожного движения по мосту упасть минимум вдвое, а снизился на 20%. При чем здесь трейдеры!», - возмущается вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

То, что в Крыму есть определенные проблемы с логистикой и возможно завышение цен – очевидно, говорит эксперт. Но на сегодняшний день крымский рынок – полностью конкурентный, там нет ни одной сети, принадлежащей ВИНК. «Получается, что ФАС, которая ратует за рынок свободной конкуренции, не умеет на нем работать?», - задается вопросом Дмитрий Гусев.

Одной из причин ненормальной ситуации, сложившейся на рынке, он считает принцип «инфляция минус», которым ФАС руководствуется в своей работе. Под инфляцией здесь понимается индекс потребительских цен, который мало того, что не отражает реальные издержки компаний, так и считается по непонятным методикам.

Возможно, полагает Гусев, 53 рубля, которые ФАС зафиксировала в Крыму, и есть равновесная цена бензина Аи-95, очищенная от нерыночных составляющих. «Если вы считаете, что у нас цены должны расти в пределах «инфляция минус», придумайте нам такие бизнес-планы, при которых у нас не будет «инвестиции минус», - съязвил в ответ на наши вопросы один из игроков топливной розницы.


© 2018-2020 Все права защищены.