Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Ирак готовится к буму нефтяного экспорта

03.10.2019

В августе, по данным иракских источников, добыча нефти в Ираке достигла рекордно высокого уровня в 4,97 млн баррелей в день, и страна находится практически на максимальном уровне производства, с которым может справиться ее нынешняя экспортная инфраструктура, пишет портал нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.

Кроме того, эта цифра, хотя и впечатляющая, далека от нового целевого уровня добычи - 6,2 млн баррелей в день к концу 2020 года и 9 млн баррелей в день к концу 2023 года. Чтобы монетизировать эти потоки для своего проблемного бюджета и заинтересовать международные нефтяные компании в дальнейшей разработке нефтяных месторождений, Ирак недавно объявил о двух ключевых проектах.

Первый из них обсуждается с момента изгнания ИГИЛ с территории Ирака и набрала обороты после голосования за независимость полуавтономного Курдистана в 2017 году. Речь идет о реанимации и дальнейшем строительстве контролируемого Багдадом трубопровода, по которому около 1,1 млн баррелей нефти в день будет транспортироваться с подконтрольных Багдаду месторождений Киркука в турецкий порт Джейхан. Это позволило бы экспортировать иракскую нефть  в остальную часть Европы.

До появления в Ираке ИГИЛ планировалось расширить трубопровод Киркук-Джейхан, также называемого трубопроводом Ирак-Турция (ITP), что вводит в заблуждение, поскольку фактически он состоит из двух труб. Одна из них, диаметром 46 дюймов с номинальной мощностью 1,1 млн баррелей в день, подвергалась атакам со стороны разных группировок, включая местные кланы и курдских боевиков, еще до появления ИГИЛ.

Вторая имела диаметр 40 дюймов и первоначальную номинальную мощность 0,5 млн баррелей в день. Впоследствии правительство Курдистана расширило ее сначала до 0,7 млн баррелей в день, а затем, предположительно, до 1 млн баррелей в день. Так или иначе, “курдский трубопровод” представляет собой полностью функционирующую магистраль с односторонним движением, идущую от месторождения Taq Taq через Хурмалу, а затем к трубопроводу Киркук - Джейхан в приграничном городе Фишхабур. Время от времени он подвергался политически мотивированным остановкам, особенно после того, как Курдистан проголосовал за независимость, но в целом развивался в соответствии с планами.

Дополнительная часть нового плана Багдада, в принципе согласованная с правительством Турции, заключается в том, что в дополнение к ремонту поврежденных участков трубы, к трассе будет добавлен меньший трубопровод, позволяющий Багдаду подключить производство нефти с южных и центральных месторождений, а не только с месторождений в Киркуке.

Также для значительного увеличения своих возможностей экспорта нефти, Ирак совсем недавно подписал соглашение с голландской морской строительной компанией Royal Boskalis Westminster о строительстве искусственного острова к югу от шельфового терминала Аль-Басра (ABOT) в Персидском заливе. Этому предшествовало решение иракского министерства нефти о возобновлении планов по строительству как минимум еще 12 нефтехранилищ и объектов для смешивания в Аль-Фао и вокруг него. В долгосрочной перспективе объект Аль-Фао должен состоять из 24 резервуаров для хранения вместимостью 58 тыс кубометров каждый при общей емкости более 8 млн баррелей.

Подписание произошло вскоре после того, как министерство объявило о значительном продвижении переговоров с BP и Eni о запуске проекта стоимостью $400 млн по замене двух старых трубопроводов, идущих по дну моря, один из которых идет на крупный шельфовый терминал в Хор-эль-Амайя (KAAOT). Что касается транспортировки экспортных потоков нефти между Аль-Фао и терминалами ABOT и KAOOT, то в настоящее время существует пять одноточечных причалов (SPM), которые способны обрабатывать нынешние объемы.

Как явствует из заявлений министерства нефти Ирака, новый искусственный остров (включая жилье на 300 человек) будет расположен в 4 морских милях к югу от ABOT. Экспортный терминал, пристроенный к острову, будет включать в себя четыре причала, оборудованных для загрузки четырех очень супертанкеров дедвейтом 320 тыс тонн.

Это связано с планами по расширению объекта Fao, так как новый объект будет соединен с ним двумя новыми трубопроводами, транспортирующими на новый остров легкие и тяжелые сорта нефти для экспорта. Министерство нефти ожидает, что новый остров и связанные с ним планы позволят почти вдвое увеличить экспортные мощности в течение трех лет.

© 2018-2019 Все права защищены.