Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Иран разработал трехступенчатый план противостояния санкциям

15.10.2019

Приоритет Ирана в дальнейшей оптимизации нефтяного экспорта, несмотря на американские санкции, состоит в том, чтобы нарастить темпы разработки, во-первых, множества месторождений, в районе West Karoun, и, во-вторых, месторождений, которые он делит с Ираком, пишет портал нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.

Следующим, третьим приоритетом является обеспечение экспортных маршрутов, которые не должны проходить через Ормузский пролив, уязвимый перед политическими факторами. На прошлой неделе произошли подвижки по всем трем приоритетам.

Первой из них стало развертывание на месторождении North Yaran нового оборудования, включая новое погружное насосное оборудование и другие связанные с ним скважинные установки. Хотя месторождения North Yaran и South Yaran в настоящее время разрабатываются без помощи крупных иностранных нефтяных компаний, в последние несколько месяцев там наблюдались не только установка новых технологий и оборудования для увеличения нефтедобычи, но и начало эксплуатации шести новых скважин. 

Перед тем как в Иране пошла негативная реакция Ирана на сообщения  о том, что Китай обеспечил себе господство в иранском нефтяном секторе,  месторождение North Yaran должно было стать частью концепции Министерства нефти Ирана о необходимости одного разработчика для обоих месторождений Yaran.

“Это создало бы одну интегрированную разработку на двух месторождениях с нефтяными резервами не менее 2 млрд баррелей, так что это было бы не просто операцией, позволяющей попасть на более крупные месторождения, Yadavaran и, возможно, Abadan”, - заявил высокопоставленный отраслевой источник, тесно сотрудничающий с министерством нефти Ирана.

По словам директора компании Petroleum Engineering and Development Company’s (PEDEC) по разработке месторождения South Yaran Хомайуна Каземейни, добыча, немного превышавшая 10 тыс баррелей в день выросла до нынешнего уровня примерно в 15 тыс баррелей в день, хотя, как утверждает иранский источник, бывают всплески до 20 тыс баррелей в день.

Первоначальный план для South Yaran предусматривал бурение 30 скважин, что позволило бы добывать до 60 тыс баррелей нефти в день при коэффициенте извлечения 13,5%. Однако Каземейни недавно привел данные, указывающие на возможность того, что пласт Fahlyan не имеет производственных мощностей, поэтому целевой показатель был снижен до 25 тысяч баррелей в день при прогнозируемой добыче в 21 тыс баррелей в день из пласта Sarvak и 4 тыс баррелей в день из пласта Gadvan.

Однако в этом году целевой показатель был повышен до 30 тыс баррелей в день, поскольку прогнозируется увеличение добычи из пласта Sarvak, сообщил иранский источник. “Возможно, удастся увеличить этот объем вдвое или даже больше, если будет задействована крупная иностранная нефтяная компания, и эта идея обсуждалась с Китаем в рамках общей сделки, включающей другие месторождения района West Karoun, такие как Yadavaran и новое открытие на Abadan, которые добавятся к его деятельности в North Azadegan”, - сказал источник. Разумеется, у этого участка может оказаться больший потенциал, поскольку Ирак в настоящее время добывают около 200 тыс баррелей в день на своей части месторождения South Yaran.

Эти планы, которые постепенно реализуются, являются ключевыми элементами общей стратегии по повышению коэффициента извлечения с месторождений района West Karoun, где он в настоящее время составляет 5% (по сравнению с 50% в Саудовской Аравии, которая планирует повысить этот показатель до 70%). “При каждом увеличении на 1% извлекаемые запасы будут увеличиваться на 670 млн баррелей, или примерно на $34 млрд нефтяных доходов, даже при $50 за баррель”, - подчеркнул иранский источник.

Что касается нефтяного месторождения Azar, расположенного в Мехране на границе с Ираком и соединенного с его месторождением Badra, то генеральный директор PEDEC Тураж Дехгани заявил, что первая фаза разработки будет завершена к концу нынешнего года по иранскому календарю (20 марта 2020 года) и добыча составит не менее 65 тыс баррелей нефти в день. Он добавил, что около 18 скважин почти готовы к добыче на месторождении, которое начнет производство после того, как перерабатывающие установки будут введены в эксплуатацию.

Решимость Ирана оптимизировать свою добычу на этом месторождении, которое он делит с Ираком - другими ключевыми месторождениями являются Dehloran (в Ираке - Abu Ghurab), Naft-Shahr (в Ираке - Khorramshahr), Azadegan (в Ираке - Majnoon), укрепляют новые исследования, позволившие резко резервы с 2,5 млрд баррелей до не менее 4 млрд баррелей. Однако это непростая задача, поскольку Azar является наиболее сложным из всех перспективных проектов на блоке Anaran, который также включает в себя Changuleh и Dehloran, из-за каменистого грунта и скалы с уплотненным коллектором, заявила иранская компания Oil Industries Engineering and Construction (OIEC).

После того как месторождение Azar было очищено от мин, оставшихся после ирано-иракской войны 1980-1988 годов, на бурение каждой скважины, по данным OIEC, уходило в среднем 500 дней, что привело к длительной задержке с началом первой добычи 14 марта 2015 года, составившей 15 тыс баррелей в день при наличии восьми скважин.

Время бурения скважин сейчас сократилось больше чем вдвое, а добыча выросла в два раза, благодаря использованию кислотной стимуляции скважин, а также горизонтальному и направленному бурению вместе с другими технологиями и процессами, к которым Иран получил доступ после подписания ядерной сделки 16 января 2016 года.

На данный момент на Azar пробурено 13 скважин и работают четыре буровые установки. Однако планируется увеличить добычу до 60 тысяч баррелей в день после того как на месторождении будут запущены первые перерабатывающие установки, что, по оценкам, произойдет в течение ближайших месяцев. После запуска второй линии переработки и завершения как минимум 18 скважин, добыча, как ожидается, вырастет до 65 тыс баррелей в день.

Многие упускают из виду третий этап плана разработки, который увеличит добычу как минимум до 100 тыс баррелей в день, хотя для этого потребуется участие международной нефтяной компании, сообщил иранский источник.

Одновременно с запланированным увеличением добычи Иран продвигает реализацию планов по выводу на проектную мощность к концу 2021 года экспортного терминала Bandar-e-Jask в Оманском море. Он позволит Ирану впервые экспортировать нефть через Оманский залив, что является альтернативой нефтяному терминалу на острове Харг, который требует прохода танкеров через Ормузский пролив.

Пролив является важнейшим в мире пунктом транзита нефти и ключевым транзитным маршрутом из Персидского залива в Индийский океан и на Дальний Восток. По нему осуществляется примерно 35% глобальных морских поставок нефти. При этом около 90% иранского нефтяного экспорта, в настоящее время загружается на острове Харг (остальная часть отправляется с терминала в Лаване и Сирри), что делает его главной целью для тех, кто стремится нанести ущерб экономике Исламской Республики.

Еще до введения американских санкций в конце прошлого года, терминал Kharg не был идеальным местом для загрузки танкерами, поскольку из-за узости Ормузского пролива им приходится проходить через него медленно. После введения санкций, в сочетании с непростым характером Дональда Трампа, угроза военных действий, закрывающих Ормузский пролив, вновь усилилась. Сам Иран тоже неоднократно угрожал заблокировать Ормузский пролив.

В соответствии с планами, подтвержденными иранским министром нефти Биджаном Зангане, нефтепровод стоимостью $1,8 млрд и протяженностью 1000 км, соединит Гурию в провинции Хузестан (юго-западный Иран), с округом Яск (юг Ирана).

Также в Яске будет построено 20 резервуаров для хранения объемом 500 тыс баррелей каждый и связанные с ними объекты для отгрузки стоимостью около $200 млн. Есть возможность хранить в Яске до 30 млн баррелей и экспортировать 1 млн баррелей нефти в день. “Очень удобно, не попадая на радары, перемещать нефть в Азию в целом и в Китай в частности”, - сказал иранский источник.

© 2018-2019 Все права защищены.