Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Иранский экспорт нефти уходит в подполье

10.10.2018

В сентябре экспорт нефти из Ирана сократился до нового минимума на фоне приближения американских санкций, но наблюдатели полагают, что поставки, которые не видимы в данных по отслеживанию движения судов, все-таки происходят, пишет Platts.

По оценкам S&P Global Platts, общий объем экспорта танкерами классов Aframax, Suezmax и VLCC из иранских портов в сентябре снизился 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  и составил 1,7 млн баррелей в день по сравнению с 1,92 млн баррелей в день. Около 1,5 млн баррелей в день в этом объеме составляет нефть, а остальное - конденсат.

Это самый низкий уровень экспорта как минимум за два с половиной года, с момента отмены западных санкций в январе 2016 года. Он свидетельствует о том, что ключевые потребители иранской нефти уже значительно сократили импорт из этой страны.

Эти цифры складываются из поставок, которые можно отследить с помощью систем мониторинга движения судов, однако источники в судоходной отрасли и трейдеры полагают, что возможны и подпольные поставки.

Появляется все больше признаков того, что Иран пытается продолжать поставки своим ключевым покупателям, сводя к минимуму заметность этих поставок.

Крупнейшим покупателем иранской нефти в сентябре оставался Китай, но объем поставок снизился на 12,3%, до 442,9 тыс баррелей в день.

Среди азиатских покупателей наиболее значительное сокращение импорта отмечалось в Японии, где поставки из Ирана составили 41,9 тыс баррелей в день по сравнению с 147 581 баррелем в день в августе.

Поставки в Индию сократились на 16,7% до 357,2 тыс баррелей в день, так как крупнейшие индийские переработчики начинают снижать свою зависимость от иранской нефти.

Из-за отсутствия автоматической идентификационной системы (AIS) данные о ряде танкеров, вышедших с иранских нефтяных терминалов в сентябре, показывают, что почти 207 тыс баррелей в день находятся в пути к неизвестным местам назначения.

Падение экспорта в Китай и Индию будет серьезной проблемой для Ирана, поскольку он рассчитывал, что устойчивый спрос со стороны этих двух потребителей поможет ему справиться с санкциями.

В Европе наиболее резкое снижение отмечалось в Греции - 34,4 тыс баррелей в день в сентябре по сравнению с 98 677 баррелями в день в августе. В Турции и Испании спрос на иранскую нефть вырос, а экспорт в Италию и Хорватию снизился.

Энергетическая компания Cepsa, ключевой покупатель иранской нефти, заявила, что с октября прекратила ее закупки, “приняв во внимание нынешний бизнес-климат в Иране”.

В соответствии с международным морским законодательством, суда должны использовать радиомаяк AIS, делающий их местоположение общеизвестным, однако участились случаи, когда суда, которые ранее были связаны в экспортом иранской нефти, по-видимому, отключют радиомаяки, скрывая свое местоположение.

Данные программы для мониторинга движения судов cFlow дают основания думать, что около десятка иранских танкеров отключили свои радиомаяки.

Несколько танкеров, которые в сентябре были загружены в иранских портах, затем исчезли как минимум на неделю.

Данные cFlow показывают, что танкер Stark I класса Suezmax в конце сентября принял на борт 1 млн баррелей, вышел из иранского порта и отправился на восток, согласно данным . Затем танкер отключил радиомаяк и исчез примерно в 300 км от восточного побережья Индии, а через неделю вновь появился на том же месте и отправился в Иран.

В предыдущие месяцы этот танкер совершил несколько рейсов, доставив иранскую нефть в Индию.

Попытки Ирана спрятать свои танкеры не являются новым изобретением и, вероятно, активизируются после введения американских санкций.

Иран также наращивает запасы нефти, используя свои танкеры в качестве нефтехранилищ, и значительно увеличил загрузку перерабатывающих мощностей.

© 2018 Все права защищены.