Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Китайская “долговая дипломатия” чревата зависимостью заемщиков

18.10.2018

Ангола, второй крупнейший в Африке производитель нефти, расширила свои финансовые связи с Пекином.  На этой неделе страна получила от Китайского банка развития $2 млрд на инфраструктурные проекты. Это финансирование обеспечил в ходе своего первого визита в Пекин президент Анголы Жуан Лоренсу. Подробности сделки не раскрываются. Но не исключено, что это углубление сотрудничества может иметь серьезные последствия для африканской страны, констатируют аналитики портала нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.  

СМИ сообщают, что Ангола пытается диверсифицировать свою экономику, так как падение цен на нефть в 2014 году привело к рецессии. Инфляция превышает 20% в год, и как минимум каждый пятый гражданин трудоспособного возраста является безработным.

Сообщения о китайском финансировании появились через неделю после того, как Fitch Ratings опубликовало негативные новости. По оценкам рейтингового агентства, в 2018 году темпы роста ВВП в Анголе составят 1,5%, учитывая тенденцию к снижению добычи нефти, по сравнению с более ранним прогнозом, где темпы роста оценивались в 2,8%.

Fitch также снизило прогноз роста ВВП на 2019 год, но повысило прогноз на 2020 год до 2,6% по сравнению с 2,2%.

Китайские финансовые вливания происходят на фоне попыток Лоренсу укрепить свою власть, чтобы проводить реформы. Он обещает Анголе “экономическое чудо” через открытость для иностранных инвестиций, развитие туризма и приоритезацию сельского хозяйства.

Ангола является очередной страной, заключившей крупную инфраструктурную сделку с Китаем.

Одним из самых последовательных критиков китайской стратегии инфраструктурного кредитования является правительство Трампа. Вице-президент США Майк Пенс заявил, что Пекин использует “долговую дипломатию” для расширения своего глобального влияния в странах Азии, Африки, Европы и Латинской Америки.

Примером масштабного китайского финансирования Пенс считает порт Шри-Ланки, который, по его словам, вскоре может стать военной базой для растущего военно-морского флота КНР.  Как утверждает вице-президент США, условия китайского кредитования там непрозрачны, а преимущества получает в основном Пекин.

“Посмотрите на Шри-Ланку, которая взяла на себя огромный долг, чтобы позволить китайским государственным компаниям построить порт с сомнительной коммерческой ценностью. Два года назад эта страна не смогла расплачиваться по кредиту, Пекин оказал давление на Шри-Ланку и добился того, чтобы новый порт перешел в руки Китая”, - сказал Пенс.

Однако, похоже, что другие страны, начинают видеть опасности чрезмерной зависимости от китайских кредитов для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Сьерра-Леоне в октябре отказалась от планов строительства в окрестностях Фритауна  аэропорта стоимостью $318 млн совместно с китайской компанией и с китайским финансированием.

Ранее Пакистан и Малайзия тоже притормозили китайские инфраструктурные кредиты. Но Сьерра-Леоне стала первым случаем, когда африканское правительство отменило уже объявленные планы с китайским финансированием.

Тем не менее, Ангола была в тяжелом положении еще до того, как согласилась на сделку с Китаем. В этом году правительство объявило, что к концу 2018 года внешний долг вырастет до $77,3 млрд, или 70,8%. Ангольский долг Китаю при этом составляет $21,5 млрд.

Существует серьезное опасение, что, если Ангола не сможет заплатить долги Китаю, Пекин может получить контроль над добычей нефти в стране, и в результате повторится то, что происходит в Венесуэле.

В апрельском докладе вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) говорится, что Венесуэла будет передавать Китаю все больший контроль над ее природными ресурсами, и в результате Пекин будет приобретать все большее влияние на ее государственные структуры.

В докладе утверждается, что Китай усугубляет экономические проблемы Венесуэлы. Используя ее отчаянное положение, Пекин смог убедить Каракас подписать односторонние финансовые соглашения, которые увековечивают экономические проблемы страны, считают авторы доклада.

© 2018 Все права защищены.