Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Лихорадочное наращивание нефтепереработки ухудшает ситуацию в Азии

13.03.2019

Азия тонет в китайском топливе, и в ближайшие три года ситуация будет ухудшаться по мере ввода в эксплуатацию новых перерабатывающих мощностей во второй крупнейшей экономике мира - Китае, пишет портал нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.

На ситуацию влияют несколько факторов, включая бурное развитие “самоваров”, замедление экономического роста и, возможно, недостаточно точный прогноз будущих тенденций спроса на топливо в Китае.

По мнению обозревателя Bloomberg Дэвида Фиклинга, независимые китайские переработчики являются основной движущей силой перенасыщения рынка, которое оказывает давление на рентабельность переработки и цены в Азии.

В самом деле, появление независимых переработчиков в Китае в значительной мере стало причиной роста импорта, который мы видим в последние четыре года. Ценовой кризис 2014 года, безусловно, способствовал этому росту, но, как отмечает Фиклинг, именно “самовары” обеспечили увеличение импорта, в то время как государственные нефтяные компании не меняют свои уровни потребления так, чтобы это было заметно, с 2015 года, когда на сцену вышли независимые переработчики.

Тем не менее, перспективы экономического роста также сыграли свою роль в увеличении избытка. Китай - это страна, на которую обращают внимание все сырьевые аналитики, когда приходит время прогнозировать перспективы спроса на тот или иной сырьевой товар. Рост спроса на нефть как в Китае, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом сильный, но даже сильный спрос может снижаться, и, похоже, именно это происходит с Китаем. К сожалению, это происходит в то время, когда реализуются планы по наращиванию местных перерабатывающих мощностей.

В феврале появились сообщения, что продажи автомобилей в Китае, который является крупнейшим в мире автомобильным рынком, замедляются на фоне наращивания перерабатывающих мощностей, уходящих на территорию избытка. Наблюдатели отмечали, что в 2018 году продажи автомобилей в Китае впервые упали по сравнению с рекордными уровнями, и начало нынешнего года также было не очень обнадеживающим. Это подразумевает ослабление спроса на бензин. По данным CNPC, спрос на дизельное топливо в этом году также упадет впервые в истории. Больше топлива нужно будет сбрасывать на рынки соседних стран.

И без того сильный экспорт на других азиатских рынках, в сочетании с более высокими ценами на нефть, оказывает давление на рентабельность переработки на фоне роста затрат на рабочую силу, и в результате толкает многих в отрасли к грани краха. Похоже, что стратегия ОПЕК по контролю за ценами может сыграть плохую шутку с крупнейшим в мире рынком нефти.

По словам аналитика Bloomberg Intelligence Лу Вана, в этом году в Китае будет сдано в эксплуатацию 890 тыс баррелей в день новых перерабатывающих мощностей. В будущем году объем новых мощностей, вводимых в эксплуатацию, составит 1,08 млн баррелей в день. В 2021 году добавится еще 1,12 млн баррелей в день.

В результате разумно ожидать, что перенасыщение усугубится, особенно с учетом того, что в будущем году вступят в силу новые правила Международной морской организации по выбросам серы, и это отразится на спросе на бункерное топливо с высоким содержанием серы. И все же, как отмечают отраслевые источники, спрос на нефть в Китае остается сильным.

В феврале появились сообщения о том, что Aramco рассчитывает в текущем квартале увеличить экспорт в адрес китайских переработчиков до 1,5 млн баррелей в день по сравнению с 1 млн баррелей в день в прошлом году. В то же время министерство торговли КНР в январе выделило “самоварам” более низкие квоты на импорт, что говорит о снижении спроса, по крайней мере, в данный момент. Ситуация предполагает интенсивную ценовую конкуренцию экспортеров нефти и мрачную картину для переработчиков по всей Азии, пока избыток не исчезнет.

© 2018-2019 Все права защищены.