Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Нефтепереработчики могут столкнуться с кризисом в 2020 году

18.11.2019

“Крупнейший разрушитель нефтяного рынка” - как некоторые эксперты и СМИ называют новые стандарты судового топлива, которые должны вступить в силу менее чем через два месяца, - в этом году нервирует переработчиков, которые готовятся к радикальным переменам в спецификациях топлива, пишет портал нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.

Перерабатывающая отрасль во всем мире тщательно планирует увеличение производство топлива, соответствующего стандартам, в конце года, ожидая сверхприбылей как следствия IMO в месяцы, непосредственно предшествующие изменению правил судоходства.

Но поскольку 1 января 2020 года приближается очень быстро, ожидаемое повышение рентабельности может обернуться крахом, так как в настоящее время ожидается, что разрушения будут куда менее драматичным, чем предполагалось ранее.

По новым правилам Международной морской организации (IMO), начиная с 1 января 2020 года, на судах можно будет использовать только мазут с содержанием серы, не превышающим 0,5%, если на них не установлены поглотители, которые удаляют серу из выхлопных газов, позволяющие и дальше использовать мазут с высоким содержанием серы (HSFO). 

Надо отметить, что новые спецификации топлива неизбежно вызовут эффект ряби по всей цепочке поставок в судоходной отрасли - от производителей нефти до переработчиков, трейдеров, перевозчиков и конечных потребителей того, что поставляется на суда.

Однако предложение низкосернистого топлива, отвечающего новым стандартам,  может оказаться достаточным, тогда как спрос может снизиться из-за замедления роста мировой экономики и торговли, а также несоблюдения правил некоторыми представителями судоходной отрасли, которое, по оценкам аналитиков Wood Mackenzie, в 2020 году составит около 10%.

Россия является одной из стран, которые намерены отложить внедрение правил IMO, но только в своих территориальных водах, включая реки, заявил министр энергетики Александр Новак. В международных водах Россия будет соблюдать эти правила. Поскольку российская нефть в основном среднесернистая, Россия будет в числе главных проигравших из-за введения новых стандартов морского топлива.

Новые правила приведут к тому, что низкосернистый мазут (LSFO) вытеснит HSFO из структуры спроса, но сегодня изменение выглядит менее драматичным, чем несколько месяцев назад.

Судоходная отрасль потребляет 3,5 млн баррелей HSFO в день, тогда как переработчики во всем мире готовы поставлять 1,5 млн баррелей в день IMO-совместимого мазута с очень низким содержанием серы (VLSFO), считает Алана Гелдер, возглавляющий направление топливной аналитики в WoodMac. Спрос на HSFO будут по-прежнему обеспечивать суда с установленными поглотителями и те, кто не соблюдает новые правила, включая судовладельцев, готовых обманывать на рынках с ограниченным контролем. По оценкам WoodMac, примерно 1 млн баррелей в день составит спрос на морской газойль (MGO), средний дистиллят, подобный дизельному топливу.

VLSFO дешевле, чем морской газойль, но некоторые консервативные клиенты могут отдать предпочтение MGO, сказала в сентябре Шэрон Вайнтрауб, генеральный директор BP по снабжению и трейдингу в Восточном полушарии.

По словам Мэтта Стэнли, нефтяного брокера StarFuels в Дубае, предложение VLSFO, похоже, больше, чем предполагалось изначально.

При относительно адекватном предложении топлива, соответствующего новым стандартам, переработчики могут не дождаться бума рентабельности, на который они рассчитывали в этом году.

По мере приближения 2020 года объемы хранения LSFO в районе Сингапура, крупнейшего в мире бункеровочного порта, растут. По состоянию на конец октября, в плавучих хранилищах на борту 29 супертанкеров у берегов Сингапура находилось 7,3-7,5 млн тонн LSFO и компонентов для смешивания по сравнению с 7 млн тонн в начале октября, показывают данные аналитиков Reinitiv.

Японские переработчики заводы готовы поставлять LFSO, но они будут продолжать производство и поставку HSFO, потому что Япония не запретила слив воды из поглотителей с разомкнутым контуром в портах.

Вне зависимости от морского топлива, которое будет использовать судоходная отрасль, спрос на каждый его вид может быть намного ниже, чем ожидалось, из-за глобального экономического спада и замедления роста морской торговли.

В своем сентябрьском отчете Oil Market Report Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило, что замедление торговли сказывается на спросе на мазут и позволяет менее болезненно перейти на IMO-совместимое топливо. В марте МЭА прогнозировало дефицит газойля на уровне 200-300 тыс баррелей в день в 2020 году.

“До вступления правил в силу осталось менее четырех месяцев, и считаем, что рынок нефти, вероятно, будет обеспечен лучше, чем мы думали”, - заявило МЭА в сентябре.

Глобальные перерабатывающие мощности выросли, в то время как спрос на бункеровку в настоящее время снижен из-за продолжающегося сокращения мировой торговли, отметило агентство. При этом выросли поставки легкой нефти из США, и американские сорта пользуются спросом у переработчиков, которые производят из них VLSFO. Эти факторы “указывают на вероятность еще более плавного перехода” на новые стандарты, считает МЭА.

© 2018-2019 Все права защищены.