Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Неожиданные победы трубопроводных проектов в Альберте

17.07.2019

Производители легкой нефти в Альберте в последние годы значительно потеряли в цене,  особенно в последние девять месяцев после “взрыва” дифференциалов канадской легкой нефти в IV квартале 2018 года до более чем $30 за баррель, пишет портал нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.

Такое расширение дифференциалов добавило проблем отрасли, которая до сих пор не оправилась от последствий нефтяного коллапса 2014 года, и заставило правительство Альберты пойти на введение обязательных лимитов на добычу, чтобы скорректировать производство нефти в провинции с имеющимися трубопроводными экспортными мощностями.

Вмешательство правительства Альберты успешно сузило дифференциалы как для тяжелой, так и для легкой нефти до привычного диапазона. Однако, вопреки ожиданиям многих инвесторов, канадские добывающие компании не смогли восстановиться после этого сужения.

Разрыв между восстановлением местных цен на нефть и стоимостью канадских добывающих компаний, по-видимому, обусловлен, хотя бы отчасти, мнением, что сужение дифференциалов было искусственным, и без прогресса в реальных решениях (увеличения пропускной способности трубопроводов) широкие дифференциалы непременно вернутся. Этот скептицизм только усилился, когда проект Line 3 replacement компании Enbridge (наиболее продвинутый из предлагаемых решений) в марте был отложен на год, и ему грозит дальнейшая задержка. При этом строительство Keystone XL, которое планировалось начать в 2019 году, было отложено как минимум на год из-за постоянных юридических проблем.

Тем не менее, несмотря на недавние неудачи, канадский энергетический сектор за последние месяцы одержал множество побед в области инфраструктурные проектов, по большей части, похоже, оставшихся незамеченными. Правительство Канады 18 июня утвердило проект Transmountain Expansion, и строительство должно начаться в сентябре. Недавно Enbridge объявила о нескольких инициативах по оптимизации и расширению своей существующей трубопроводной сети Mainline, что увеличит пропускную способность на 135 тыс баррелей в день к I  кварталу 2020 года. Аналогичным образом, TC Energy добавит 50 тыс баррелей в день к мощностям существующего трубопровода Keystone к I кварталу 2020 года. Совсем недавно, компания Plains Midstream Canada, объявила о постепенном увеличении мощности своего нефтепровода 80 тыс баррелей в день. Этот проект представляет наибольший интерес для производителей традиционной и легкой нефти в Альберте.

Чтобы понять, почему расширение Plains Midstream наиболее важно для производителей легкой нефти в Альберте, имеет смысл рассмотреть состав нефтяного экспорта из Канады и, в частности, из Альберты. На долю тяжелой нефти 78% (2,8 млн баррелей в день) от 3,6 млн баррелей в день общего объема экспорта, а легкая нефть составляет остальные 800 тыс баррелей в день. Цифры еще больше смещаются в сторону тяжелой нефти, если посмотреть на Альберту в отдельности. Провинция в 2018 году экспортировала 3,1 млн баррелей в день, и 84% этого объема составляла тяжелая нефть (2,6 млн баррелей в день) по сравнению с 500 тыс баррелей легкой нефти в день.

То, что тяжелая нефть представляет собой львиную долю в экспорте нефти из Альберты, неудивителен, учитывая, что добыча легкой нефти в Альберте в последние два десятилетия неуклонно снижалась.  Ожидается, что в течение следующих 20 лет рост будет незначительным, главным образом из-за роста производства трудноизвлекаемой нефти.

В результате тяжелая нефть постепенно вытесняет экспортные поставки легкой нефти из трубопроводной сети, что видно на примере смеси Canada Heavy Sweet, запущенной Enbridge в 2017 году, который наглядно демонстрирует вторжение более тяжелой нефти в экспортный трубопровод, предназначенный для легкой нефти (Line 3). Для трубопроводных операторов естественно искать решения для увеличивающейся добычи нефтеносных песков за счет сокращения поставок легкой нефти.

Именно в этом контексте план Plains Midstream по увеличению на 80 тыс баррелей в день экспортных мощностей для поставок легкой нефти в США по трубопроводу Rangeland можно рассматривать как переломный момент для производителей легкой нефти в Альберте. Несмотря на то, что увеличение мощности может показаться небольшим по сравнению с общим объемом экспорта в 3,1 млн баррелей, когда такое увеличение соотносится только с экспортом легкой нефти в 500 тыс баррелей в день, увеличение на 80 тыс баррелей в день выглядит гораздо более значительным. Наиболее обнадеживающим является то, что увеличение мощности Plains осуществляется на существующем трубопроводе, и, таким образом, вероятность того, что оно будет реализовано по плану, очень высока.

В результате расширения Plains скидка Edmonton Light в 2020 году, вероятно, сократится до $5 вместо ожидаемого увеличения до $10. В мире, где цена составляет $100 за баррель,  сужение скидки до $5 может оказать незначительное влияние на прибыль производителей, но улучшение реализации в мире, где нефть стоит $50, это разница между жизнью и смертью для множества добывающих компаний в Альберте. Именно по этой причине расширение Plains Midstream жизненно важно для этих компаний, и хотя в среднесрочной перспективе дополнительные трубопроводы по-прежнему необходимы, чтобы навсегда решить проблемы отрасли, расширение Plains является редкой хорошей новостью для отрасли, выживающей в осаде.

© 2018-2019 Все права защищены.