Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Обзор Telegram-каналов. 7 февраля 2019 года

07.02.2019

  7 февраля наиболее обсуждаемой темой продолжала оставаться публикация финансовой отчетности компании «Роснефть».

  Несмотря на общий оптимизм, с которой рынок воспринял показатели, ряд каналов отнеслись к представленным в отчетах данным со скепсисом. Так, например, автор канала «Футляр от виолончели» обратил внимание на рост долговой нагрузки компании за период руководства компанией И.Сечина- за 7 лет задолженность увеличилась в восемь раз.

  Газмяс также обращает внимание на рост долговой нагрузки «Роснефти». Автор канала пишет, что долг «Роснефти», несмотря на повышение цен на нефть на мировых рынках и подорожавший бензин - растет. За год он вырос на 9,5% до почти 4,4 триллиона рублей. Общий же объем обязательств компании, включая кредиторскую задолженность и отложенные обязательства по налогам, достиг почти 8,5 триллионов рублей ($129,3 млрд). Это 27% от золотовалютных резервов ЦБ. Из отчёта по МСФО следует, что еще по двум проектам в Венесуэле Boqueron и Petroperija (доля «Роснефти» 27% и 40%) компания несет убытки на 10 млрд. рублей. В случае обострения кризиса в Венесуэле, а это неизбежно, при том что Гуаидо признали временным президентом США, часть стран Евросоюза, Канада и 11 из 14 латиноамериканских стран, убытки «Роснефти» могут сильно возрасти.

  Автор канала «Сырьевая игла» указывает на вероятные манипуляции менеджмента с отраженными в отчетах показателями. Добыча компании в 2018 год по году приросла всего на 1,3%. Рублевая выручка по итогам 2018 года выросла на 37% к уровню 2017 г. до 8,2 трлн. руб. Что объяснимо - средняя стоимость Urals в 2018 году увеличилась на 31,4% в долларах, в рублях вообще на 41,2%. Капитальные затраты практически не изменились. Операционные затраты аналогично (3,1%). При этом свободный денежный поток увеличился почти в четыре раза, а чистая прибыль почти в три, достигнув почти рекордной цифры. Иными словами, доходы и расходы год по году не изменились, а прибыль выросла в разы.

  Вопросы у «Сырьевой иглы» вызвала и обоснованность инвестиций в нефтепроводную инфраструктуру в иракском Курдистане. Согласно свежему отчету по МФСО компания вложила $1,8 млрд в создаваемое совместное предприятие, которое будет оператором нефтепровода в Курдском автономном регионе Ирака. В России же И.Сечин до сих пор не может построить трубу к Туапсинскому НПЗ, мертвой стоит труба до Комсомольского НПЗ – вместо запуска продолжается транспортировка с Уяра (полторы тыщи км по ЖД вместо двухсот по трубе). 125 млрд рублей – это огромные деньги, когда собственные заводы который год не могут модернизироваться до Евро-5.

  Телеграм канал Market Twits обращается к теме влияния финансовой политики «Роснефти» на курс национальной валюты. По данным канала, на 31 декабря «в кассе и на банковских счетах» у компании осталось лишь 30 млрд рублей, или 3,6% от денежных резервов (832 млрд рублей). Объем валюты за период вырос почти в 6 раз - с 99 млрд рублей, или 32,5% (на 30 марта), до 527 млрд рублей (69%). Если же учесть финансовые активы и депозиты «Роснефти» в банках, то ее вложения в долларовые активы за год подскочили на 43% - с 6,5 до 9,3 млрд долларов и стали рекордными с 2016 года. По мнению автора обзора, оттоку денег «Роснефти» в валюту способствуют изменения в валютном законодательстве: летом Госдума приняла законопроект, который освободил компанию от необходимости заводить экспортную выручку на российские счета. «Роснефть» получила поблажку как компания, оказавшаяся под санкциями Запада. Результатом такой политики может стать снижение предложения валюты на Московской бирже: рынок может недополучить от 25 млрд долларов, если «Роснефть» будет покрывать расходы исключительно из операционного дохода, до 64 млрд, если компания решит финансировать деятельность за счет рублевых кредитов.

  Телеграм-сообщество активно обсуждало сообщение Блумберг о кризисной ситуации в районе Черноморских проливов, где образовалась пробка из нефтяных танкеров, загруженных 41 миллионом баррелей нефти из портов Черного моря, в основном российской и казахстанской. На 6 февраля в ожидании разрешения у входа в турецкий проливы стояли 55 судов, включая 26 танкеров класса Aframax и 21 - класса Suezmax. На их борту в сумме находилось более 41 млн баррелей нефти. За день пробка увеличилась еще на 4 танкера с 2,3 млн баррелей нефти. Если летом прохождения проливов приходилось ждать 1-2 дня, а прошлой зимой не более 5-6 дней, то теперь средний срок ожидания на выходе из Черного моря составляет 16 дней, а на входе - 15.

  Канал Market Twits публикует мнение аналитиков агентства «Глобальная Энергия», которые пророчат сложное положение средиземноморским нефтеперерабатывающим заводам, если задержки продолжатся.

  Развивая тему влияния политических кризисов на мировые энергетические рынки, А.Букин, автор канала Energy Markets, обращает внимание на иррациональность мировых площадок, цены на которых не отражают кризисных ситуаций в Черноморских проливах и Венесуэле. Обращаясь к теме политического кризиса в этой латиноамериканской стране, автор пишет, что на рынке нет единого мнения по этой теме. Управление энергетической информации минэнерго США «подсказывает» рынку, что особого провала из-за падения венесуэльской нефти не ожидается. А Кувейт, в частности, наоборот, считает, что выпадение венесуэльского экспорта - это большая проблема для рынка. Причем Саудовская Аравия продолжает «придерживать» тяжелую нефть для США. Тем временем у побережья Венесуэлы и в Мексиканском заливе собралась армада загруженных танкеров с нефтью из Венесуэлы, которые никуда не идут. Когда кризисная ситуация разрешится, все эти миллионы баррелей нефти выплеснутся на рынок.

  Телеграм-канал Ru_Lio написал о пилотном проекте по исследованию качества бензина Аи-92 в Ставропольском крае в 2018 г. Проект охватил 60 АЗС, из которых 26 сетевых и 34 частных. Исследования качества автомобильного топлива подтвердили, что только в семи случаях из 60 были выявлены нарушения обязательных требований. Большинство проб с нарушениями закуплены на небольших заправках частных предпринимателей. Исследование также показало, что топливо по цене ниже, чем на сетевых АЗС, уступает по качеству бензина крупных автозаправочных станций. Информация о нарушениях была передана в Росстандарт, который уже начал соответствующие мероприятия в целях принятия в отношении нарушителей мер административного воздействия, вплоть до наложения «оборотных» штрафов». Одним из массовых, по данным исследования, нарушений стало несоблюдение порядка обращения топлива на рынке - с данным видом несоответствий эксперты столкнулись еще на этапе закупки. Так, продавцы на 28 АЗС не смогли предъявить копию паспорта топлива, документа, подтверждающего качество бензина. На одной частной АЗС было выявлено несоответствие топлива заявленному октановому числу. На пяти частных АЗС было выявлено превышение концентрации оксигенатов. Кроме того, в составе бензина на трех частных АЗС было выявлено повышенное содержание кислорода - его большое содержание может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. На семи АЗС было обнаружено превышение допустимого содержания серы, из них одна заправка была сетевой и шесть - частные.

  Канал Energy for Life рассказал о статье Д.Стерна из Оксфордского института энергетических исследований, посвященной обсуждению возможной роли природного газа в уже объявленном процессе декарбонизации ЕС. Д.Стерн указывает, что вся стратегия защиты газа («gas advocacy»), которая была сфокусирована на переключении с угля на газ и поддержке неравномерной выработки ВИЭ за счет пиковой газовой генерации, все-таки не смогла убедить правительства и общество в незаменимости газа в долгосрочной перспективе. Поэтому газовой индустрии надо искать новые доводы и идеи относительно вклада газа в декарбонизацию - амбициозные цели по ней уже заявлены Европарламентом. Среди них - проекты производства биогаза и биометана, а также производства водорода путем электролиза или реформинга метана. Все это потребует колоссальных усилий и инвестиций со стороны компаний в производственные мощности и транспортную инфраструктуру. Правительствам придется разрабатывать новую регуляторную политику и нормативную базу. Но ставки высоки: если газовой промышленности не удастся спозиционировать газ правильным образом, то реализация целей по декарбонизации приведет к усилению электрификации во всех секторах с постепенным выдавливанием газа с рынков.

  Премьер-министр Греции А.Ципрас, после встречи с президентом Т.Эрдоганом, заявил, что участие для его страны в реализации проекта «Турецкий поток» станет мостом сотрудничества между странами. Канал «Газ батюшка» в связи с этим обращает внимание на ситуацию в Афинах, где не утихает скандал в связи с тем, что 30 декабря в страну прибыла первая партия СПГ (170 тыс. куб.м) из США. Тогда же А.Ципрас заявил, что это событие открывает новые возможности для поставок газа не только в Грецию, но и на юго-восток Европы. Противники этих поставок до сих пор требуют открыть всю финансовую составляющую, чтобы сравнить цены американского СПГ с ценами трубного газа.

© 2018-2019 Все права защищены.