Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Обзор Telegram-каналов за 13 января

Обзор Telegram-каналов за 13 января
14.01.2021

Argus: Итоги года: Украина повысила импорт и производство бензина. Зарубежные поставки бензина на украинский рынок и производство этого топлива в стране в 2020 г. повысились суммарно на 5,7%, или на 115,4 тыс. т, почти до 2,13 млн т, по данным украинской таможни и компаний-производителей.

Импорт бензина на рынок Украины в прошлом году увеличился на 50,6 тыс. т по сравнению с 2019 г., до 1,09 млн т, а производство – на 65 тыс. т, примерно до 1,04 млн т.

Объемы ввоза бензина из Белоруссии выросли на 23,1%, или на 160 тыс. т относительно прошлого года, до 853,4 тыс. т. Отгрузки продукта из Литвы сократились на 29,3%, или на 96,2 тыс. т, до 232,6 тыс. т.


 Oilfly: Председатель правления Независимого топливного союза Григорий Баженов: налоговую политику в отношении рынка топлива в России нужно пересматривать. «Демпфер – совершенно ужасный и неэффективный механизм… Принятый механизм демпфера стал по факту субсидией на прибыль нефтяным компаниям и налогом на кризис, совершенно странная конструкция», – сказал он.


Газ-Батюшка:  Ценовые рекорды на газ в Европе и Азии вряд ли дадут заработать российским компаниям.

Спотовая цена на газ на самом ликвидном голландском хабе TTF с поставкой в среду выросла до $335 за тыс. кубометров после предыдущего пика в $284 с поставкой во вторник. С начала года цена на газ прибавила почти 40%. Поддерживает котировки и то, что поставки СПГ, во многом из США, были перенаправлены из Европы в Азию, где цены растут ещё активнее.  На этом фоне российские компании экстренно пытаются наладить зимние поставки СПГ в Азию по Северному морскому пути и заработать на галопирующих ценах. 

Но холода – это временное явление, как и подскочившие из-за них цены, плюс нужны свободные объемы топлива и танкеры-газовозы. У НОВАТЭКа, к примеру, есть дефицит танкеров для переправки покупателям, несмотря на свободные объемы СПГ. В период ценового ралли компания не отправила ни одной спотовой партии газа с «Ямал СПГ» из-за отсутствия свободных судов. В «Росатоме» говорят, что для увеличения поставок, нужны ледоколы для сопровождения газовозов по восточному маршруту Севморпути, которых, судя по всему не хватит. Сейчас все газовозы везут топливо по долгосрочным контрактам. Скорее всего российские компании вряд ли успеют много заработать на ценовых максимумах.


Energy Today: Немецкие "зелёные" ведут себя как "голубые". Председатель немецкой "зелёной" партии Анналена Бербок потребовала немедленно закрыть созданный для завершения проекта проекта «Северный поток-2» экологический фонд Stiftung Klima- und Umweltschutz MV. По мнению главы партии, тот факт, что при помощи русских денег под видом борьбы с изменением климата будет финансироваться фонд, предназначенный исключительно для завершения строительства трубопровода, просто возмутителен. А вот факт вмешательства во внутренние дела Германии и ЕС со стороны США и давление на хозяйствующие субъекты с целью продвижения собственных СПГ проектов "зелёных" вообще не беспокоит. Как мы уже писали, ситуация с ростом цен на газ в ЕС наглядно показала отсутствие альтернатив российскому трубопроводному газу для целей повышения энергобезопасности. Кому нужно, тот понял. Да, решение о создании фонда принимал парламент германской федеральной земли Мекленбург—Передняя Померания, но "зелёным" это пофиг.


Нефть и капитал:  Кто про что, а мы опять про цифровизацию. Первую волну внедрения цифровых технологий оптимизации добычи, доставки и переработки нефти инициировало падение цен 2014 года. Однако процесс шел медленно — инвесторы были консервативны.  Зато когда грянула пандемия, которая привела к падению цен на нефть до тридцатилетнего минимума, внедрение цифровых решений стало не просто доминирующим трендом развития, оно стало жизненно необходимым действием. Несмотря на обвал цен, Bloomberg ожидает, что расходы нефтяных компаний на облачные вычисления и аналитику вырастут с $2,5 млрд в 2020 году до $15,7 млрд к 2030 году.


Coala: Европе понадобился российский уголь. Из-за холодной зимы и подорожания СПГ европейские покупатели остро нуждаются в каменном угле. Стоимость тонны твёрдого топлива в регионе поднялась до $70 (рост 23% с конца ноября).  Российские компании воспользовались ситуацией. Данные железнодорожных отгрузок показывают рост экспорта твёрдого топлива. В декабре 2020 года общий объём загрузки увеличился на 5,9% к аналогичному периоду 2019 года, а для отправки за рубеж –  на 20%. Рост в дальневосточном направлении составляет 25,6%, на южном - 22,6%, на северо-западном – 14,5%. 

В первые 11 дней января тенденция сохраняется. Погрузка угля выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспортные поставки увеличились более чем на 20%, в том числе в направлении портов Северо-Запада – на 17%, Юга – в 1,7 раза, Дальнего Востока – на 24%. 

Поскольку многие российские угольные компании в это время готовятся заключать годовые и полугодовые контракты, то критические условия позволяют им добиться выгодных для себя условий.


Высокое напряжение: Проблему непостоянства ВИЭ не решить простым использованием крупномасштабных накопителей энергии. Для этого потребовались бы гигантские батареи и много-много земли. Tesla за 100 дней изготовила огромную модульную батарею для сетей Южной Австралии (на фото). Она имеет мощность 100 МВт, но занимает при этом целый гектар. Для перехода небольшого канадского штата Альберта с угля на ВИЭ, используя в качестве резервных источников природный газ и аккумуляторы, потребуется сотня таких крупных батарей. Для Канады или России это звучит не очень пугающе, но для тех стран, где каждый квадратный метр на счету, такое землепользование кажется расточительством.

© 2018-2020 Все права защищены.