Добывают все
Следует отметить, что в этом уравнении одинаково плохо выглядят обе составляющих. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, представляющего Россию в ОПЕК++, текущий спрос на нефть ниже докризисного на 9 млн барр./сут. В ноябре обе ключевые организации нефтяного рынка – Международное энергетическое агентство (МЭА) и ОПЕК, - ухудшили свои прогнозы относительно глобального спроса в конце 2020 – начале 2021 года.
Одновременно страны, не присоединившиеся к соглашению, начинают наращивать поставки нефти на рынок. Первой начала Ливия, где производство выросло с «военных» 200 тыс. барр./сут. в феврале-сентябре до более чем 1 млн барр./сут в ноябре. США добывали 9,9 млн барр./сут. в октябре и 11 млн барр./сут. в ноябре, при этом там в течение 11 недель из последних 12 растет, хотя и незначительно число буровых установок.
Норвегия уже заявила, что больше не намерена сокращать добычу, поскольку считает, что сделала достаточно для стабилизации ситуации. Данные Refinitiv о перевалке нефти в норвежских морских портах говорят о восстановлении производства – с сентября по октябрь она выросла с 1,16 млн барр./сут. до 1,45 млн барр./сут.
Ожидается, что президент Джо Байден вернет США в «ядерную сделку» с Ираном и отменит эмбарго на поставки нефти из этой страны, а заодно и из Венесуэлы. Правительство Ирана уже распорядилось вывести все установки для добычи нефти на полную мощность в течение трех месяцев. Как напомнил президент страны Хасан Роухани, поставки иранской нефти на мировой рынок в период действия сделки составляли 2 млн барр./сут., сейчас этот объем не превышает 700 тыс. барр./сут.
Шаг вперед, два назад
Если просуммировать все эти дополнительные баррели, которые уже присутствуют на рынке или могут попасть туда в ближайшие месяцы, получается более 3,5 млн барр./сут. Для сравнения – только что страны ОПЕК++ в течение трех недель не могли договориться, увеличивать ли с 1 января производство на 1,9 млн барр./сут. и в итоге решили, что рынок еще слишком слаб, чтобы переварить такой объем.
Неудивительно, что в последнее время Саудовской Аравии становится все труднее убедить партнеров по соглашению, что время увеличивать добычу еще не пришло. Как показывают данные внутреннего мониторинга ОПЕК++, даже те, кто на словах соглашаются с необходимостью сокращения поставок, на деле наращивают их. Так, накопленный объем перепроизводства за период с мая по октябрь составил 2,346 млн барр./сут. – примерно на 160 тыс. барр./сут. больше, чем месяцем ранее. Передовиком стал Ирак, который добывает на 0,6 млн барр./сут. больше, чем позволяют квоты. Далее следует Россия - 0,53 млн барр./сут., Южный Судан - 0,3 млн, Габон, Нигерия и Конго - по 0,2 млн барр./сут.
Очевидно, что ситуация, при которой одни страны идут на добровольные ограничения ради поддержания стабильной рыночной ситуации и цен, а другие, пользуясь удобным моментом, захватывают освобождающиеся ниши, долго не продержится. Можно ожидать, что этот вопрос со всей остротой встанет уже на следующей встрече ОПЕК++ в январе.
Кому предъявят ультиматум на этот раз? По-хорошему, получить его должны США – с требованием как минимум продлить санкции против Ирана и Венесуэлы, чтобы их нефть не попала на рынок. Но хватит ли у давних союзников Вашингтона на Ближнем Востоке духу на такой шаг?