Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Пик спроса на нефть стремительно приближается

07.11.2018

С барабанным боем мир движется в сторону пика нефтяного спроса, но ускорение происходит главным образом за пределами США.  Развитые экономики миновали пик нефтяного спроса на нефть десятилетие назад и не первый год прогнозируют дальнейшее снижение своего спроса, констатируют аналитики портала нефтегазовой экспертизы Oilprice.com

Растущий спрос в  странах, развивающих промышленность, особенно в Китае и Индии, где население не меньше, чем в ОЭСР, немного перевешивает снижение в развитых странах, и, как следствие, глобальный спрос продолжает расти. В своем докладе “Перспективы мировой энергетики 2015” МЭА прогнозировало рост спроса на 1,5% в год -  1,2% в год за пределами ОЭСР и 0,5% в ОЭСР.

Глобальный пик, вероятно, наступит, когда в развивающемся мире спрос еще будет расти. Замедление темпов роста за пределами “первого мира”, выведет глобальный спрос на плато, а затем начнется снижение.

Ключевую роль в спросе на нефть играют транспорт (автомобили, грузовики, поезда, самолеты и корабли) и промышленность (пластмассы, удобрения, тепло). На долю пассажирских транспортных средств приходится около 25% мирового спроса на нефть, и поэтому они являются главной целью в борьбе за сокращение углекислых выбросов. Когда МЭА выпустило свой вышеупомянутый доклад, ни одна страна на планете не заявляла о планах запретить продажи новых автомобилей, потребляющих нефть. Только Япония и Португалия  создали стимулы для электромобилей. В 2016 году три европейские страны обнародовали планы по прекращению продаж новых бензиновых и дизельных двигателей. В том же году МЭА пересмотрело свой прогноз для ОЭСР в сторону снижения до 1,3% в год.

В 2017 году было заявлено столько целей по ограничению использования ископаемого автомобильного топлива, что Forbes объявил его “годом, когда Европа всерьез вознамерилась убить двигатель внутреннего сгорания”. В 2018 году к списку присоединились новые европейские стран, заявившие о своем намерении прекратить продажи новых автомобилей, использующих ископаемое топливо между 2030 и 2040 годами. В нынешнем году эта тенденция распространилась на Израиль, Коста-Рику и Тайвань, поставившие те же  цели уже на 2021 год. За те же три года, начиная с 2016-го и до настоящего времени , 20 столичных регионов в этих и других странах объявили о собственных планах прекратить использование (а не только продажу) транспортных средств, работающих на бензине и / или дизельном топливе, не позднее, чем в 2030 году.

Примечательно, что в 2017 году о подобных намерениях объявили лидеры роста спроса - Китай и Индия. Китай планирует завершить продажу и производство автомобилей, сжигающих нефть к 2040 году, а Индия хочет прекратить продажи новых автомобилей к 2030 году. Пока все эти планы не имеют силы закона ни в Азии, ни в Европе, а электромобили в настоящее время составляют лишь малую часть (от 1% до 1,5%) транспортных средств в Китае и Индии. Однако расхождение между целями и реальностью говорит не столько о недостижимых идеалах, сколько о политической воле добиться прогресса. И одного прогресса, а не совершенства, достаточно, чтобы вызвать пик спроса и тектонические сдвиги, которые ему сопутствуют.

Те, кто задается вопросом о точности этих прогнозов, могут вспомнить историю “зеленой” электроэнергетики в Европе и Китае, а особенно в Индии, где цели ставятся по мере развития технологий. Точно так же, появление все новых участников и ускоренная разработка электромобилей демонстрируют глубину изменений, ожидаемых в краткосрочной перспективе в сфере пассажирского транспорта.

В октябре, всего через год после того, как Китай объявил о своих намерениях сократить количество автомобилей, сжигающих нефть, исследовательский дивизион China National Petroleum Corp опубликовал отчет, в котором заявил, что в Китае спрос на дизельное топливо уже достиг своего пика, спрос на бензин достигнет пика в 2025 году, а спрос на нефть - в 2030 году, то есть гораздо раньше, чем прогнозируют, глядя издалека, американские и европейские аналитики.

Отражая эти тенденции, хотя и неявно, МЭА недавно опубликовало большой доклад, в котором говорится, что рост спроса до 2030 и 2050 годов будет в основном обусловлен спросом на нефтепродукты, особенно пластмассы, то есть транспорт уже не будет его движущей силой. На долю нефтехимии сегодня приходится лишь 14%, прогнозируемый рост спроса составляет 3,2 млн баррелей в день, что почти в два с половиной раза больше, чем в транспортном секторе, и эквивалентно 56% нынешнего спроса. МЭА предполагает, что Китай, Индия и другие страны будут приближаться к тем же уровням использования пластмасс, что и Запад. Эксперты МЭА предполагают, что более трети потребляемых пластиков будет приходиться на упаковку.

Динамика спроса на пластмассы тоже, похоже, быстро меняется, особенно для "одноразовых" пластиков, таких как упаковка. Данные в том же докладе МЭА показывают, что западные страны уже начали сокращать свое потребление пластмасс на душу населения, и можно ожидать, что развивающийся мир будет проводить такую же политику.

В октябре авторы двух независимых исследований прогнозировали пик спроса уже в 2023 году. Минувшей весной BP в своем статистическом обзоре Statistical Review of World Energy впервые признала, что приглушенность эволюции спроса на нефть затрудняет прогнозы. Поскольку МЭА ошиблось в сроках пикового спроса на нефть в развитом мире, будет интересно посмотреть, отразятся ли последние события в его долгосрочном прогнозе, который выйдет в свет в декабре. Еще интереснее, заметит ли кто-нибудь, если это произойдет. 


© 2018 Все права защищены.