Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Российская нефть обходится Южной Корее дешевле ближневосточной

11.02.2019

Российская нефть обходится южнокорейским переработчикам более чем на $2 за баррель дешевле, чем некоторые ближневосточные сорта, полученные в конце прошлого года. Это является напоминанием отрасли о том, что нефть, приходящая по коротким маршрутам становится намного дешевле, когда стоимость фрахта растет, отмечает  Platts.

В рамках нефтяной корзины, ориентированной на Dubai, российские дальневосточные сорта, включая Sokol и ESPO Blend, в IV  квартале 2018 года входили в число наиболее экономичных для южнокорейских переработчиков вариантов закупок сырья, поскольку высокие ставки фрахта супертанкеров класса VLCC на маршруте Персидский залив - Северная Азия резко увеличивали конечные расходы на импорт ближневосточных сернистых сортов.

Южнокорейские переработчики платили $63,42 за баррель за российскую сырую нефть, импортированную в декабре 2018 года, по сравнению с $66,03 за баррель, уплаченными за поставки из Ирака, второго крупнейшего поставщика нефти, показывают новые данные Korea National Oil Corp.

По данным KNOC, южнокорейские конечные пользователи платили за российскую нефть меньше, чем за иракскую впервые с августа 2013 года.

В данных KNOC о расходах на импорт учитываются фрахт, страхование, налоги, а также административные и портовые сборы.

Четвертый крупнейший потребитель нефти в Азии также платил в среднем $68,67 за баррель за нефть, полученную в декабре из ОАЭ, то есть более чем на $5 за баррель больше, чем за поставки из России. По данным KNOC, поставки из Саудовской Аравии в декабре были на 2 цента за баррель дороже российской нефти.

Южная Корея в IV квартале импортировала из России около 9,2 млн баррелей нефти, причем ESPO Blend, Sokol и Sakhalin Blend составляли основную часть поставок, а на долю Urals Blend приходилось около 15% от общего объема импорта.

Источники в южнокорейском перерабатывающем секторе  отметили, что российские дальневосточные сорта, как правило, торгуются с более высокими премиями по сравнению с ближневосточными аналогами, в основном из-за лучшего качества первого, и российские партии редко бывают дешевле, чем поставки из Персидского залива.

“Однако очевидно, что быстрый рост ставок фрахта VLCC может резко увеличить затраты на логистику, и в этом случае российские сорта оказываются дешевле”, - сказал один из аналитиков сеульской Korea Petroleum Association.

Ставки фрахта VLCC на маршруте Персидский залив - Северо-Восточная Азия в IV квартале выросли до многолетних максимумов, так как многие азиатские переработчики пытались обеспечить объемы поставок сырья и закупали больше нефти на Ближнем Востоке в попытке предотвратить кризис, который мог возникнуть из-за американских санкций против Ирана.

В первых числах декабря фрахт VLCC на маршруте Персидский залив - Южная Корея оценивался на уровне w98,5 по шкале Worldscale , что является самым высоким показателем с 4 января 2017 года, когда стоимость фрахта оценивалась в w99,5, показали данные S&P Global Platts.

Эталонный показатель Персидский залив - Китай в начале декабря прошлого года  подскочил до w101,3, что является самой высокой ставкой фрахта с 8 января 2016 года, когда она оценивалась в w107,5.

Дальневосточная российская нефть часто оказывается привлекательной для переработчиков в Северо-Восточной Азии, когда глобальные ставки фрахта имеют тенденцию к росту, из-за сравнительно низких затрат на логистику.

Отраслевые источники отмечают, что обычное время рейса из Козьмино в Северо-Восточную Азию составляет менее четырех дней по сравнению с 10-15 днями из Юго-Восточной Азии и Океании и примерно 30 днями из портов Персидского залива.

Короткий рейс делает экономически целесообразным импорт небольших грузов, транспортируемых танкерами класса  Aframax, которые вмещают около 700 тыс баррелей нефти, а не обычных грузов Suezmax и VLCC, обычно превышающих 1 млн баррелей.

Ставки фрахта VLCC на маршрутах из Персидского залива в Северо-Восточную Азию немного скорректировались, достигнув максимума в конце IV квартала, но высокий спрос на VLCC на маршруте Американское побережье Мексиканского залива - Азия в этом году может поддержать рынок супертанкеров в целом, считают источники в южнокорейской судоходной отрасли.

Кроме того, с начала ноября 2018 года ценовые дифференциалы сортов Sokol, ESPO Blend и Sakhalin Blend снижаются, так как спрос со стороны китайских независимых переработчиков замедлился на фоне скопления судов в портах и уменьшения объемов квот на импорт нефти.

Китайские независимые и государственные переработчики получили первый транш квот на импорт в общей сложности 84,06 млн тонн нефти в 2019 году, что на 26,6% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

ESPO Blend с поставкой в следующем месяце на прошлой неделе оценивалась с премией в $2,7 за баррель к Platts Dubai, сильно потеряв в цене по сравнению с  3 октября прошлого года, когда премия составляла $6,1 за баррель, показали данные Platts.

“Спред легкой и более тяжелой нефти сужается по всему миру на фоне санкций против Ирана и Венесуэлы, а также сокращения добычи в ОПЕК. Более легкие дальневосточные российские сорта остаются довольно привлекательными по сравнению с обычными средними и тяжелыми сортами из Персидского залива”, - считает менеджер по закупкам сырья в SK Innovation.

© 2018-2019 Все права защищены.