Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Список пострадавших от падения цен на нефть растёт

03.12.2018

Падение цен на нефть с 52-недельного максимума, достигнутого в октябре, привело к тому, что поставляемая нефть подешевела в общей сложности на $1 трлн, и это отразится на доходах крупных производителей, таких как Саудовская Аравия, Россия, Нигерия и Ангола, пишет портал нефтегазовой экспертизы Oilprice.com.

Мир вступает в “беспрецедентный период неопределенности” на нефтяных рынках, и пострадают не только крупнейшие производители. Даже страны, которые меньше зависимы от колебаний нефтяных цен, такие как Малайзия и Канада, оказались уязвимее, чем обычно, из-за плохо продуманных политических решений.

Еще в начале октября Brent торговалась почти за $87 за баррель, на фоне прогнозов о $100 за баррель. С тех пор нефть переживает беспрецедентные потери из-за избытка предложения и одновременного падения спроса .

Прогнозы о сокращении предложения, спровоцированном американскими санкциями против иранской нефти, не сбылись, благодаря тому, что правительство Трампа неожиданно дало освобождение от соблюдения санкций восьми странам, в том числе ключевым импортерам - Китаю и Индии. Больше тревожит то, что с избытком предложения можно связать лишь около 15% нынешнего падения цен, а остальное вызвано депрессивным спросом, связанным с вялым экономическим ростом.

В то время как отрасль, затаив дыхание, ждет, что встреча ОПЕК+ 6 декабря стабилизирует цены на нефть, летаргический спрос гораздо опаснее, чем избыточное предложение, поскольку у производителей нет прямого контроля над ним. По некоторым оценкам, на долю ОПЕК в действительности приходилось лишь 15% глобального увеличения добычи нефти в период с октября 2017 по октябрь 2018 года, при этом некоторые из крупнейших членов организации едва достигают уровня безубыточности. Фактическому лидеру картеля, Саудовской Аравии нужна цена в районе $70, чтобы свести балансы. Другие страны ОПЕК  подвержены еще большему риску: например, у Нигерии и Анголы от нефти зависит более чем 80% экспорта.

Неудивительно, что развивающиеся экономики, где ВВП зависят от нефти, сильно пострадают от падения цен. Меньше анализируется, но не меньше тревожит то, что есть страны, оказавшиеся уязвимыми перед этим падением, из-за своих политических решений, а не из-за обилия нефтяных ресурсов.

Например, Малайзия, потратившая годы на то, чтобы избавиться от нефтяной зависимости, вновь оказалась под угрозой из-за рискованных политических решений ее премьер-министра Махатхира Мохамада. С тех пор как 93-летний правитель вернулся на пост премьера в мае, Куала-Лумпур потерял $3 млрд иностранных инвестиций из-за опасений, что он будет проводить ту же экономическую политику, которая характеризовала его прошлое премьерство в 1981-2003 годах.
Махатхир не развеял эти опасения, отменив налог на товары и услуги, который приносил в бюджет примерно 20% доходов. Малайзийские финансовые чиновники подняли тревогу из-за отмены налога, подчеркивая, что предыдущее правительство ввело его, чтобы ослабить зависимость страны от нефти и укрепить экономику на случай очередного падения цен на нефть.

Бюджет правительства Махатхира на 2019 году рассчитан на нефтяные поступления, которые помогли бы залатать прореху, образовавшуюся из-за отмены налога. Однако этот план требовал от государственного нефтегазового гиганта Petronas внесения огромного специального дивиденда - это предложение побудило Moody's понизить прогноз Petronas до отрицательного. При этом авторы бюджета исходят из средней цены Brent в $72 за баррель, а этот показатель, меньше чем через месяц после публикации бюджета, выглядит опасно оптимистичным.

Бывший премьер-министр Малайзии Наджиб Разак подверг бюджет критике, отметив, что его правительство планировало свои финансы, исходя из цены нефти на $18 ниже глобального уровня, проявляя осторожность. “Если ситуация улучшится, мы получим бонус. Если ухудшится - мы к этому готовы”. Когда Brent опустилась ниже $60, а Petronas потянула вниз малазийскую биржу, правительство Махатхира, возможно, пожалело о том, что не подготовилось.

Малайзийский премьер - не единственный лидер, чья плохо продуманная политика сделала его страну уязвимой перед капризами нефтяного рынка. Проблемы в Альберте накапливаются годами, так как на нефтеносных песках Атабаска добывается больше нефти, чем могут транспортировать существующие трубопроводы. Либеральное правительство Джастина Трюдо оказалось не в состоянии решить этот вопрос.

Трюдо принял рискованное решение об отмене строительства трубопровода Northern Gateway в пользу проекта Trans Mountain, в который утроил бы объемы нефтепродуктов, транспортируемых из Альберты. В августе оказалось, что решение было неудачным -  Федеральный апелляционный суд Канады заблокировал строительство Trans Mountain. При этом проекты Keystone XL и Energy East оставались на периферии внимания - второй, скорее, по политическим причинам, а не из соображений доходности. В результате Трюдо подвергается усиливающейся критике и вынужден иметь дело с углубляющимся нефтяным кризисом в самой богатой провинции Канады.

Неспособность Оттавы довести до конца трубопроводный проект означает, что у Канады есть избыток нефти, которую некуда девать, и это вынуждает производителей продавать нефть с огромной скидкой. Проблема становится особенно острой, когда мировые цены снижаются. Канадская нефть недавно упала до $13,46 за баррель, то есть является самой дешевой в мире.

Дифференциал между канадскими и мировыми ценами на нефть означает, что Альберта теряет $100 миллионов в день, и это не только препятствует будущим инвестициям в отрасль, но и ставит под угрозу всю экономику страны.

В соответствии с системой распределения доходов, принятой в  Канаде, Оттава надеется получить от богатой нефтью Альберты около $22 млрд, которые она затем распределит между менее богатыми провинциями.

Канадская казна тает с угрожающей скоростью, так как мировые цены на нефть падают, и конца этому не видно. Ожидается, что добыча на американских сланцах в декабре достигнет рекордных уровней и продолжит рост в 2020-х годах. Хотя и Америку сдерживают проблемы с пропускной способностью трубопроводов, устойчивый избыток предложения может оказывать давление на нефтяные цены в обозримом будущем.

Восстановление цен на нефть после предыдущего обвала в 2016 году позволило производителям нефти, как внутри, так и за пределами ОПЕК, вздохнуть с облегчением. К сожалению, оно также дало таким странам как Малайзия и Канада, передышку, которую они использовали для проведения политики, сделавшей их перед следующим падением.

© 2018 Все права защищены.