Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Возвращение агента «Росшельф»

Возвращение агента «Росшельф»
11.11.2020

Минвостокразвития подготовило три сценария развития событий в случае принятия закона «Об особенностях организации освоения углеводородного сырья континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах», получившего на прошлой неделе положительную оценку регулирующего воздействия. Следующий этап – документы направляются на согласование в правительство. Кстати, по ходу прохождения процедуры согласования законопроект поменял название и теперь называется ПФЗ «Росшельф». Таким образом, можно судить о том, что правительство вернулось к идее создания госкорпорации «Росшельф», об отказе от которой было объявлено полгода назад «за бесперспективностью».

Агент на перепутье

В самом законе говорится о создании «Агента», который должен быть назначен «из числа организаций, сто процентов акций (долей, паев) которых принадлежат Российской Федерации, и являющихся институтом развития Дальнего Востока и Арктики, или организаций, единственным акционером которых является государственная корпорация «ВЭБ.РФ». Необходимость его создания диктуется крайне низкими темпами освоения углеводородных ресурсов и запасов континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах. «На проведение геологоразведочных работ выдано 62 лицензии, с первоначальными обязательствами по бурению 19 поисковых скважин с 2010 по 2020 год, из которых за указанный период было пробурено всего 10 скважин», - напоминается в документации. Привлечение частных инвесторов должно помочь изменить эту ситуацию.

Традиционно рассматриваются три сценария: «Пессимистический», «Базовый» и «Оптимистический». Согласно первому из них к 2037 году заработают только три проекта – один в акватории Баренцева моря и два – на шельфе Сахалина – которые будут давать нефть невысокого качества (коэффициент баррелизации, по которому баррели переводятся в тонны, 7,0). Для сравнения, КБ Urals равен 7,28.

Базовый сценарий предполагает запуск проектов уже в 2035 году, число их увеличивается до 6, а коэффициент баррелизации повышается до 7,2. В оптимистическом варианте в 2033 году будут введены в эксплуатацию 9 проектов, которые будут выдавать на-гора легкую нефть с КБ=7,6. Доходы бюджета при этом колеблются от 76 млрд до 657 млрд рублей (см. Таблицу 1).

Таблица 1: Прогнозные сроки ввода, объемы добычи и доходы бюджета в каждом из трех рассмотренных сценариев

Сценарий

Год ввода месторождений

Объем добычи нефти до 2040 г., млн тонн

Доходы федерального бюджета от НДПИ, млрд рублей

Пессимистичный

2037

63

76

Базовый

2035

205

300

Оптимистичный

2033

313

657

 

Думайте сами, решайте сами

Авторы документа честно предостерегают от использования этих чисто расчетных сценариев для немедленного принятия решений. В числе факторов, могущих повлиять на них как в положительную, так и в отрицательную сторону, называются:

  • волатильность цены на нефть;

  • регулярные изменения налогового законодательства Российской Федерации – за последние 23 года налоговый режим в области добычи углеводородов менялся 11 раз;

  • низкая степень изученности месторождений;

  • нестабильность цен на оборудование – волатильность курса рубля ведет к невозможности адекватного определения цен на оборудование в долгосрочной перспективе;

  • флуктуация ключевой ставки Банка России – за последние 7 лет значение ключевой ставки менялось в диапазоне от 5,5% до 17%;

  • развитие технологий - за последние 30 лет в области добычи углеводородов на шельфе регулярно появлялись прорывные технологии, такие, как технология подводных добычных комплексов, бурение многоствольных глубоководных скважин с горизонтальным отводом, создание мобильных многоцелевых судов типа FPSO и другие.

Принятие решения о реализации проектов должно основываться, в первую очередь, на оценках их будущего вклада в развитие российской нефтегазовой промышленности, мультипликативного эффекта для развития экономики регионов Российской Федерации, а также улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации, полагают авторы законопроекта.

Похожие соображения высказывали эксперты в ходе состоявшегося в октябре обсуждения «Нужны ли на Арктическом шельфе частные инвесторы», организованного ИРТТЭК. «На мой взгляд, сейчас это делается для того, чтобы обозначить свои позиции на будущее: не в том смысле, чтобы сейчас пришли либо иностранцы, либо российские частники и вложили деньги. Это, как мне кажется, абсурд, с учетом текущей ценовой конъюнктуры. Но, опять же, будущее не предопределено, и почему бы сейчас не поработать над либерализацией, а потом снять сливки, если это потребуется в среднесрочной перспективе», - считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Бонусом, по его мнению, могут стать развитие территорий, развитие арктического судостроения, сети железных дорог, повышенный спрос на научно-технические разработки по химии, по телемеханике, по механике. Кроме того, в нефтедобывающих странах в последнее время все популярнее становится точка зрения: раз уж нефти отпущено несколько десятилетий, после которых она утратит статус основного энергоносителя, нужно постараться добыть все, что добывается, чтобы вложить полученные средства в развитие. Об этом, например, говорил на недавнем Тюменском форуме замминистра энергетики Павел Сорокин.

Кстати, последние перестановки в правительстве заметно улучшают шансы проекта «Росшельф» стать законом. Министром природных ресурсов и экологии становится бывший глава Минвостокразвития Александр Козлов, который давно и активно продвигает эту идею. Одновременно у ТЭК снова появляется «собственный» вице-премьер Александр Новак, публично поддерживавший привлечение «частников» к освоению шельфовых запасов и буквально только что, выступая в Госдуме уже в новом качестве, назвал в числе своих приоритетных задач «реализацию экспортного потенциала страны».

© 2018-2020 Все права защищены.