Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Япония продолжит активно закупать бензин в 2019 году

07.02.2019

Два года подряд Япония была нетто-импортером нефтепродуктов и, вероятно, останется крупным импортером в текущем году, поскольку любые неожиданные проблемы перерабатывающих предприятий создают угрозу дальнейшего сокращения внутренних поставок, делая жесткий баланс спроса и предложения еще более хрупким, пишет Platts.

Японский импорт нефтепродуктов в 2018 году составлял 622 246 баррелей в день, при этом импорт бензина и газойля увеличился более чем в два раза в годовом исчислении, превысив экспорт нефтепродуктов, который составлял 523 141 баррель в день, показывают данные министерства экономики, торговли и промышленности.

Наибольший объем в импорте нефтепродуктов в 2018 году приходился на долю нафты и практически не изменился по сравнению с прошлым годом, составив 488 178 баррелей в день.

Увеличение импорта нефтепродуктов в Японии в прошлом году было отчасти связано с масштабными ремонтными работами на перерабатывающих предприятиях в весенне-летний период в сочетании с неожиданными остановками НПЗ.

Страна стала нетто-импортером нефтепродуктов в 2017 году, когда, по состоянию на 31 марта, номинальная мощность переработки снизилась до 3,5188 млн баррелей в день на 22 НПЗ, то есть на 7,1% в годовом исчислении, после того, как местные переработчики отреагировали на правила переработки.

Сокращение мощностей привело к ужесточению баланса спроса и предложения и способствовало увеличению импорта нефтепродуктов в течение весеннего и осеннего сезонов на протяжении двух последних лет.

В дополнение к запланированным на прошлый год программам технического обслуживания, Cosmo Oil в середине июля неожиданно закрыла единственную дистилляционную установку на НПЗ Sakai мощностью 100 тыс баррелей в день, и после ее перезапуска 12 августа потребовалось почти три месяца, чтобы перезапустить все установки к середине октября.

НПЗ компании Idemitsu Kosan на Хоккайдо мощностью 150 тыс баррелей в день - единственный НПЗ на этом северном острове - автоматически остановился из-за землетрясения магнитудой 6,7 баллов 6 сентября. Компания перезапустила все установки на НПЗ 17 ноября после перезапуска. Единственной дистилляционной установки 14 октября.

Внеплановые остановки НПЗ привели к значительному увеличению импорта бензина и газойля в июля-ноября, который в прошлом году вырос более чем в два раза, до 35 947 баррелей в день и 12 499 баррелей в день соответственно. Пи этом на протяжении всего 2018 года в Японии наблюдался рост импорта бензина в годовом исчислении.

Сравнительно низкие цены на бензин в других странах сохраняли арбитражное окно в Японию открытым в течение большей части года, что привело к увеличению притока грузов.

Спред между ценами на бензин А-89 в Канагава  и бензином А-92 с поставкой из Сингапура на условиях FOB в ноябре прошлого года достиг максимума, составив $27,71 за баррель, показывают данные S&P Global Platts.

После добавления фрахта, премий, налогов и других затрат к стоимости бензина, поставляемого на условиях FOB из Сингапура, спред между импортом и ценой на внутреннем рынке, по подсчетам Platts, составил около $16,90 за баррель.

Рост импорта бензина произошел в период, когда некоторые японские переработчики активно экспортировали бензин вместо того, чтобы поставлять его на внутренний рынок, отмечают источники.

Например, JXTG Nippon Oil & Energy, на долю которой приходится примерно половина внутреннего рынка нефтепродуктов, обычно не предлагает никаких нефтепродуктов на внутреннем спотовом рынке, а экспортирует их, сообщили источники в компании.

По словам рыночных источников, ограниченное предложение отечественных нефтепродуктов все чаще побуждают трейдеров искать возможности для импорта в Японию.

При этом японские переработчики намерены продолжать экспорт излишков бензина, газойля и мазута, как правило, на основе долгосрочных контрактов и по ценам, близким к поставкам из Сингапура, утверждают рыночные источники.

Импортные нефтепродукты часто оказываются в южной и западной частях Японии из-за близости к Южной Корее, являющейся основным источником импорта нефтепродуктов.

Однако логистика устанавливает свои ограничения на импорт. Крупный японский импортер бензина отметил, что импорт этого продукта достиг верхнего предела. По его словам, это связано с объемами хранилищ и пропускной способностью причалов.

В 2019 году импорт бензина в Японию может оставаться стабильным до тех пор, пока отечественные переработчики будут ограничивать внутреннее предложение, сохраняя возможность притока нефтепродуктов, считают рыночные источники.

© 2018-2019 Все права защищены.