Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Статьи, аналитика

Запоздалый стрелок: зачем Федеральная антимонопольная служба решает несуществующие проблемы

Запоздалый стрелок: зачем Федеральная антимонопольная служба решает несуществующие проблемы
16.10.2020

«В настоящее время ФАС ведет работу по созданию нового Национального плана по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы. В нем предусмотрены мероприятия, направленные на развитие срочного рынка и рынка производных финансовых инструментов. Этот инструмент позволяет покупать топливо не только на предстоящий месяц, но и заблаговременно, скажем, за 2-3 месяца или на полгода вперед. Тем самым хеджировать риски и сократить потери от колебаний цен на нефтепродукты», - заявил глава ФАС Игорь Артемьев в интервью журналу «Энергетическая политика».

Он также рассказал, что ФАС и Минэнерго пришли к единому мнению о поступательном повышении нормативов биржевых продаж топлива. Действующая версия совместного приказа двух ведомств предписывает нефтепереработчикам продавать на бирже не менее 10% произведенного бензина и не менее 6% дизтоплива. Эти объемы планируется увеличить до 11% по бензину и 7,5% по дизтопливу. Новый приказ уже подписан, но пока не зарегистрирован Минюстом, следовательно, не вступил в силу. 

Идеальным вариантом, по мнению антимонопольщиков, было бы увеличение биржевых продаж бензина до 15% от объема производства, дизельного топлива – до 9%. Однако «делать это нужно постепенно, так как нефтяникам будет трудно оперативно вывести на биржу дополнительные объемы», - полагают чиновники.

Все эти меры, по мнению главы ФАС, должны «обеспечить достаточное предложение топлива на бирже, сгладить колебание цен на торгах, сдержать рост цен, предотвратить ажиотажный спрос на рынке нефтепродуктов».

Заявления Игоря Артемьева – яркая иллюстрация того, почему Россия год из года занимает места в хвосте рейтингов качества государственного управления. Например, аналитики проекта Worldwide Governance Indicators (WGI) Всемирного банка присудили нашей стране -0,43 пункта (лучше, чем Белоруссия, но хуже, чем Украина).

Дело в том, что фьючерсный рынок нефтепродуктов в России давно существует. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже можно купить фьючерсы на бензин, дизтопливо, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат и нефть с датой исполнения вплоть до ноября 2021 года включительно. Причем не только поставочные, но и расчетные (те самые «производные финансовые инструменты»). Судя по весенне-летнему ралли на топливном рынке, никакого эффекта на замедление роста цен на топливо они не оказали.

Так же, как не помогло и фактическое двукратное превышение реальных биржевых продаж нефтепродуктов над установленными нормативами. По данным агентства Argus Media, в январе-августе российские производители продали на рынке 20,1% всего произведенного бензина и 12% всего произведенного дизтоплива (при нормативах, напомним, 10% и 6% соответственно).

Что в реальности может снять давление на топливные цены, хорошо известно и не раз повторено аналитиками и участниками рынка. Это, прежде всего, отмена или хотя бы пересмотр условий топливного демпфера. При низких ценах на нефть он превратился из инструмента балансировки рынка в средство изъятия дополнительной ренты в доход государства. По оценкам Минфина, до конца года поступления от демпфера составят 500 млрд рублей.

Еще одна предлагаемая мера – перенос уплаты топливного акциза с НПЗ на АЗС. Однако против обеих налоговых новаций выступает Минфин. Аргументация стандартная – потенциальное сокращение поступлений в бюджет. То, что эти поступления фактически представляют собой изъятие денег из экономики через высокую цену топлива, аргументом не является. 
© 2018-2020 Все права защищены.