Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Бесплатно – базовые данные, которые можно спокойно найти даже на сайте, остальное – за деньги»

 «Бесплатно – базовые данные, которые можно спокойно найти даже на сайте, остальное – за деньги»
03.09.2020

Так, уже в мае было понятно, что рынок автомобильного топлива восстанавливается быстрее, чем ожидалось, и принятые в апреле, на пике кризиса, решения о поддержке нефтепереработчиков (снижение нормативов биржевой продажи и запрет импорта, прежде всего) нужно если не отменять, то хотя бы корректировать. Этого не было сделано, результатом чего стал полномасштабный кризис на рынке нефтепродуктов.

Весьма показательный отзыв о российской системе управления содержится в представленном на днях экономическом обосновании к законопроекту об освоении континентального шельфа Арктики и Тихого океана, разработанного Минвостокразвития. «За последние 23 года налоговый режим в области добычи углеводородов менялся 11 раз, что говорит о невозможности прогнозирования налоговой составляющей финансовых моделей», – сказано в документе.

- Что вы можете сказать о качестве российской государственной и корпоративной статистики, степени открытости и доступности информации, в том числе для экспертного сообщества?

Качество российской статистики оставляет желать лучшего. А после передачи Росстата в ведение Минэка в 2017 году у экспертного сообщества появилось ещё больше обоснованных сомнений в качестве предоставляемых Росстатом данных из-за возникновения слишком явного конфликта интересов. Многочисленные пересмотры отдельных экономических показателей, которые происходили в течение нескольких лет с завидной регулярностью, не добавляют экспертному сообществу уверенности в качестве информации.

Разные оценки разных ведомств – это нормальная практика, но сбор данных должен быть отдельной большой работой, которая делается высокомотивированными людьми, которые нацелены на результат. В других странах на любых рынках представлено множество независимых саморегулируемых организаций, которые представляют качественную статистику по каждому рынку. Бесплатно – базовые данные, которые можно спокойно найти даже на сайте, остальное – за деньги. 

- Как качество и доступность информации влияет или может повлиять на качество решений, принимаемых госструктурами и руководством компаний?

Руководству компаний приходится пользоваться другими данными. Не теми, которые предоставляются госструктурами и ведомствами, с содержать штат внутренних аналитиков, которые закупают данные и у компаний большой четвёрки [аудиторов], и у независимых компаний по сбору нефтегазовой информации. Затем собственные аналитические департаменты, департаменты стратегий и др. перерабатывают приобретенные данные и могут на их основе писать стратегии, которые имеют больше отношения к реальности, чем стратегии ведомств. 

- Что можно сделать, чтобы повысить качество собираемой и анализируемой информации и сделать систему принятия решений прозрачной и понятной для участников рынка?

Нужна хорошо продуманная, глубокая реформа основного статистического ведомства с устранением любого конфликта интересов, с назначением очень сильного и независимого руководителя, который не будет подвержен влиянию политической конъюнктуры. 

И, конечно, то, что мы говорили выше о мотивации сотрудников. Всегда начинать приходится с денег. Не может быть нормальной статистики, если сотрудникам, которые её собирают, мало платят. Люди, очевидно, пойдут работать туда, где хорошо платят, например, в компании большой четвёрки; какой смысл им работать в Росстате? Это очень большая и важная работа. 

Также нужно поощрять создание саморегулируемых организаций или любых независимых органов, которые смогут быть источниками данных. Которые полностью погружены в работу каждой отдельной отрасли и куда может бесплатно обратиться за данными любой представитель отрасли и получить базовые, но самые точные данные. Крупные агентства по сбору информации на рынке нефтегазовой отрасли действительно присутствуют в некотором количестве, их услуги стоят очень дорого (и это правильно!), и это даёт возможность крупным компаниям закупать данные и пользоваться ими на свое усмотрение. Соответственно, есть возможность писать стратегии на основе сколько-нибудь проверенной информации. Но также эти агентства могли бы частично бесплатно предоставлять информацию исключительно для внутриотраслевого пользования какому-то отдельному независимому органу. 


© 2018-2020 Все права защищены.