Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Что касается государственной статистики, мне трудно назвать ее даже удовлетворительной»

 «Что касается государственной статистики, мне трудно назвать ее даже удовлетворительной»
02.09.2020

Так, уже в мае было понятно, что рынок автомобильного топлива восстанавливается быстрее, чем ожидалось, и принятые в апреле, на пике кризиса, решения о поддержке нефтепереработчиков (снижение нормативов биржевой продажи и запрет импорта, прежде всего) нужно если не отменять, то хотя бы корректировать. Этого не было сделано, результатом чего стал полномасштабный кризис на рынке нефтепродуктов.

Весьма показательный отзыв о российской системе управления содержится в представленном на днях экономическом обосновании к законопроекту об освоении континентального шельфа Арктики и Тихого океана, разработанного Минвостокразвития. «За последние 23 года налоговый режим в области добычи углеводородов менялся 11 раз, что говорит о невозможности прогнозирования налоговой составляющей финансовых моделей», – сказано в документе.

- Что вы можете сказать о качестве российской государственной и корпоративной статистики, степени открытости и доступности информации, в том числе для экспертного сообщества?

Что касается государственной статистики, мне трудно назвать ее даже удовлетворительной. Надо оценивать по тенденции. А она такова, что достоверность данных, публикуемых Росстатом, снижается. Даже если сейчас признать положение удовлетворительным, то движемся мы в сторону неудовлетворительного. К корпоративной статистике таких серьезных претензий нет. То, что есть, находится на хорошем уровне. Хотя, наверное, хотелось бы больше открытости.

- Как качество и доступность информации влияет или может повлиять на качество решений, принимаемых госструктурами и руководством компаний?

Прямо влияет. Если вы исходите из недостоверной информации, решение будет заведомо ущербным – оно базируется на неверных данных. Поэтому качество государственной экономической политики и корпоративных решений прямо зависит от полноты и достоверности статистических данных. На мой взгляд, те невысокие экономические результаты, которые мы имели в последние годы, объясняются в том числе и ухудшением качества статистики.

- Что можно сделать, чтобы повысить качество собираемой и анализируемой информации и сделать систему принятия решений прозрачной и понятной для участников рынка?

Есть организационное решение. Росстат в ведении Минэкономразвития – это нонсенс. Его надо делать максимально независимым. Я вообще думаю, что орган государственной статистики должен иметь такой же статус, как Счетная палата – быть независимым не просто от министерства, но и от правительства в целом. Независимый Росстат сможет давать цифры не по принципу «чего изволите». Это сразу даст качественный толчок.

Плюс с точки зрения методологии есть куда расти. Например, в развитом мире давно считают совокупную факторную производительность, а у нас до сих пор производительность труда. Можно приводить и другие примеры. Это поможет получать новую информацию, важную для принятия решений.

© 2018-2020 Все права защищены.