Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Как известно, экономика, в которой выше уровень конкуренции – более эффективная экономика»

 «Как известно, экономика, в которой выше уровень конкуренции – более эффективная экономика»
23.07.2020

С точки зрения чистого рынка намерения Игоря Артемьева не вызывают вопросов. Однако опыт реформы РАО ЕЭС, в результате которой на месте монополии вместо конкурентного рынка возникла олигополия, показывает, что в любой момент все может пойти не так. О том, почему вообще тема реформы естественных монополий снова появилась в повестке дня, и какими могут быть последствия, мы поговорили с экспертами.

- Раньше при обсуждении Пятого пакета, которое идет уже несколько лет, изменение понятия «естественная монополия» не упоминалось. Почему государство решило поднять эту тему сегодня?

Я думаю, что роль сыграли соображения высокого порядка. Наверху решили, что для повышения уровня конкуренции в экономике уже недостаточно мер, которые предпринимались ранее, и нужно переходить к более радикальным шагам. А для этого надо посмотреть, правильно ли у нас понимается естественная монополия.  Если раньше борьба за повышение уровня конкуренции велась в основном на уровне деклараций, то сейчас, возможно, решили, что нужно переходить к действиям. Кстати, ФАС в своих ежегодных докладах не раз говорила как раз о недостаточном развитии конкуренции в РФ.

- Каковы плюсы и минусы реформы естественных монополий по указанному образцу для самих компаний и для экономики в целом? Что перевешивает – положительные или отрицательные последствия?

Если мы согласимся с тем, что ФАС озабочена именно развитием конкуренции, и если удастся добиться создания более конкурентной среды, это и будет главный плюс и для компаний, и для экономики. Как известно, экономика, в которой выше уровень конкуренции – более эффективная экономика и с точки зрения затрат, и с точки зрения прибыли, и с точки зрения качества услуг.

Минусы, как всегда, у нас скрываются в качестве исполнения. У нас есть пример реформы РАО ЕЭС, которая не привела к возникновению конкурентного рынка электроэнергии. На месте одной монополии возникло множество монополий поменьше, каждая из которых получает все выгоды монопольного положения на своем локальном рынке. Мы иногда упрощенно понимаем, как может достигаться более высокий уровень конкуренции. Минус именно в этом – на месте монополии возникнет олигополия и этим все закончится. Грозит ли это здесь – да, такая опасность есть. Формально требования будут выполнены, но реально монополии сохранятся и проблемы конкуренции сохранятся тоже.

- ФАС традиционно считается не очень влиятельным ведомством. Насколько вероятно, что в ходе окончательных согласований предложение пересмотреть статус естественных монополий исчезнет из документа?

ФАС действительно не самое влиятельное ведомство. Но я бы отметил, что влияние службы постепенно растет. Вспомним, что было в далекие 90-е и сравним. Например, введение оборотных штрафов - кто скажет, что это не мощный рычаг в руках ФАС?

Свое влияние ФАС отвоевывает очень постепенно. Наверное, им бы хотелось, чтобы это было быстрее. Хватит ли его, чтобы сейчас протолкнуть идею антимонопольного пакета в ее нынешнем виде – допускаю, что не хватит. Но ФАС не оставит своих попыток. Что бы я еще хотел отметить – упорство ведомства в достижении поставленных целей. Так что стратегически они скорее всего добьются этой цели, хотя допускаю, что не так быстро, как им бы хотелось.

© 2018-2020 Все права защищены.