Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Сейчас уже предпринимаются усилия по улучшению качества собираемой и представляемой информации»

 «Сейчас уже предпринимаются усилия по улучшению качества собираемой и представляемой информации»
03.09.2020

Так, уже в мае было понятно, что рынок автомобильного топлива восстанавливается быстрее, чем ожидалось, и принятые в апреле, на пике кризиса, решения о поддержке нефтепереработчиков (снижение нормативов биржевой продажи и запрет импорта, прежде всего) нужно если не отменять, то хотя бы корректировать. Этого не было сделано, результатом чего стал полномасштабный кризис на рынке нефтепродуктов.

Весьма показательный отзыв о российской системе управления содержится в представленном на днях экономическом обосновании к законопроекту об освоении континентального шельфа Арктики и Тихого океана, разработанного Минвостокразвития. «За последние 23 года налоговый режим в области добычи углеводородов менялся 11 раз, что говорит о невозможности прогнозирования налоговой составляющей финансовых моделей», – сказано в документе.

- Что вы можете сказать о качестве российской государственной и корпоративной статистики, степени открытости и доступности информации, в том числе для экспертного сообщества?

Необходимые данные по основным вопросам и базовым индикаторам, необходимым для аналитики, можно найти. Тем не менее, конечно, есть проблемы с оперативностью представляемой информации, в ряде случаев данные, которые дает Росстат неполные, несопоставимые, разделены на разнородные временные промежутки. Не всегда классификации приведены к одному знаменателю, встречаются и другие ошибки. В общем, есть пространство для улучшения. Тем не менее в целом для удовлетворения базовых потребностей статистика работает. Пусть не на таком уровне, как в США и ЕС, но уж точно на уровне других развивающихся стран, а кое в чем даже получше.

- Как качество и доступность информации влияет или может повлиять на качество решений, принимаемых госструктурами и руководством компаний?

Я не думаю, что статистика может сильно повлиять на стратегически решения – они в первую очередь определяются политическими вводными. В то же время если мы говорим о количественных параметрах принимаемых решений – на сколько должна вырасти производительность труда, сколько должно появиться новых высокотехнологичных рабочих мест, на сколько должны возрасти инвестиции и какими должны быть темпы экономического роста, – здесь, конечно, наличие и корректность статистики оказывают существенное влияние на правильность или неправильность индикаторов.

Непоследовательность налоговой политики, которую вы упомянули, связана не столько со статистикой, сколько с меняющимися внешними обстоятельствами, к которым нужно адаптироваться, во-первых. А во-вторых, с очень сильной разнородностью групп интересов и некоторой несбалансированностью системы принятия решений, отсутствием налаженного механизма, который бы балансировал интересы групп влияния.

- Что можно сделать, чтобы повысить качество собираемой и анализируемой информации и сделать систему принятия решений прозрачной и понятной для участников рынка?

Я бы главный акцент сделал на цифровизации и автоматизации. Это снизит вероятность ошибок и существенно упростит процесс сбора информации. Сегодня существует довольно большая вероятность искажения статистических показателей просто потому, что на первичном уровне очень сложно наладить хороший статистический учет, если это требует больших издержек от компаний.

Сейчас уже предпринимаются усилия по улучшению качества собираемой и представляемой информации. В первую очередь за счет автоматизации и цифровизации учета, попыток построения более интегрированных и масштабных информационных систем в рамках системы «Открытые данные». Надеюсь, что сейчас в рамках национальной системы управления данными будет создана всеобъемлющая система сбора, учета и анализа статистической информации. Если информация будет собираться автоматически и по одинаковым правилам, все должно упроститься и качество повысится.

© 2018-2020 Все права защищены.