Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

АЗС перед смертью взывают к президенту

АЗС перед смертью взывают к президенту
15.11.2018

  Ситуация на рынке топлива обостряется. Независимый топливный союз (НТС) 12 ноября обратился с открытым письмом к президенту РФ с просьбой «вмешаться в ситуацию» на рынке топлива и создать комиссию «с целью выработки всех необходимых мер по оздоровлению ситуации с учетом интересов всех участников рыночного процесса».

  НТС пишет, что действия правительства поставили на грань разорения более 60% всех АЗС России. В условиях заморозки розничных цен, биржевые и оптовые цены внутреннего рынка менее чем за два месяца выросли более чем на 20%. Все АЗС России, включая АЗС ВИНКов, работают в минус, объемы поставок топлива на биржу не растут. Независимым АЗС остается либо опустить розничные цены до уровня +4% от мелкого опта, неизбежно получив минусовую операционную маржинальность, говорится в обращении, либо поднять цены в соответствии с экономическими реалиями и спровоцировать и отток клиентов, и проверки со стороны надзорных органов.

  Ситуация с АЗС напоминает ситуацию в розничной торговле. Торговые сети почти полностью уничтожили независимые торговые заведения. Но торговцы не создали в свое время мощный общественный орган, поэтому их смерть прошла незаметной для общественного внимания. К тому же она была более растянутой во времени, и на снабжении населения продовольствием не сказалась. И в условиях десятков тысяч товарных позиций даже нескольким монополистам трудно договориться о единой ценовой политике.

  АЗС гораздо меньше, чем магазинов, и товарных позиций у них меньше числа пальцев на одной руке. После уничтожения независимых АЗС монополизация рынка топлива станет абсолютной. По одним соображениям, это плохо, по другим − очень даже хорошо.

  С уничтожением независимых АЗС будет уничтожен серый и черный рынок топлива. Рынок контрафактного и суррогатного топлива оценивается разными инстанциями от 11 до 60%. Скорее всего, истина где-то посередине − около 30-40%. К «левому» топливу относится топливо, начиная от качественного, но с которого не уплачены налоги, до фальсификата, изготовленного на неучтенной нефти на «самоварах», а то и из химических растворителей. Например, некоторые НПЗ еще выпускают топливо класса Евро-3, хотя продавать такое топливо запрещено.

  В текущей ситуации особенно привлекает внимание активность «Роснефти». В конце октября пресс-служба «Роснефти» обвинила независимые АЗС в проведении «провокационной кампании», направленной на «обострение социально-экономической обстановки в регионах» с целью получения дополнительных льгот и «извлечения сверхдоходов». В интервью «Коммерсантъ FM» 14 ноября глава «Роснефти» Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании в регионах монопольных структур, цель которых — подстегнуть рост цен на топливо, а 15-ого компания вообще приостановила продажу топлива на бирже под предлогом, что его скупают спекулянты. «Мы не обязаны продавать топливо тем, кто его просто перепродает», — заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.

  Борьба со спекуляцией − уж никак не прерогатива «Роснефти». И обвинения независимых АЗС в завышении цен на топливо, мягко говоря, лукавство. В каких-то регионах, действительно, независимые АЗС прикрываясь ФАС пытаются сами выкручивать руки ВИНКам, но в большинстве наоборот, независимые держат, точнее в последнее время пытаются держать, цену ниже заправок ВИНКов, в том числе, отчасти благодаря продаже левого топлива.

  Причины отчаянной борьбы «Роснефти» против независимых АЗС вряд ли можно найти в высоких словах о защите интересов потребителей. Похоже, компании отчаянно нужно поглотить как можно больше независимых НПЗ, которые несомненно выйдут на прибыль после того, как правительство проиграет борьбу с заморозкой розничных цен на топливо. Независимые АЗС составляют, по оценке ФАС, около 70% всех АЗС, хотя их доля в продажах меньше − около 30%.

  Сейчас ФАС, по словам начальника управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрия Махонина, против приобретения ВИНКами независимых АЗС. Но если все они закроются, антимонопольной службе придется сдаться − надо же заправлять авто.

  АЗС − последний крупный резерв повышения доходов ВИНКов. Сейчас они ведут отчаянную борьбу за рост прибыли от сопутствующей торговли. За рубежом доход от продажи нетопливных товаров на АЗС покрывает 50-100% расходов точки, «Роснефть» в ближайшие два года стремится довести показатель до 25%.

  Особенно в компании надеются на рост продаж кофе. В текущем году компания рассчитывает получить за счет кофе 1% от розничной реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2017 году. Себестоимость приготовления чашки кофе на заправке в среднем 30–35 рублей, а продается она за 100-140 рублей. Прибыль от продажи кофе составляет, таким образом, 100-300%. Так что не надо удивляться активности «Роснефти» по обвинению независимых АЗС во всех смертных грехах. Все это описал Карл Маркс еще полтора века назад.

© 2018 Все права защищены.