Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Бензиновый Тяни-Толкай

Бензиновый Тяни-Толкай
31.10.2018

   Представители нефтяных компаний на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака сообщили о возможном росте розничных цен на бензин и дизель на 4-5 рублей с начала 2019 года. Чуть позднее, формулировки для прессы немного уточнили, вернее, смягчили. Было сказано, что компании «просто жаловались правительству на свои проблемы и в 4–5 руб. оценили убытки при продаже литра топлива», но сами они повышать цены не собираются.

  Лукавство последней редакции этого сообщения заключается в том, что цены на бензин и дизель уже растут. Просто, пока это происходит не повсеместно, и не теми темпами, как последней весной. Например, в Москве это не настолько заметно, поскольку в период весеннего кризиса, цены на топливо здесь поднялись сильнее, чем в других регионах. В среднем же по России, стоимость АИ-95 на АЗС за последний месяц выросла почти на 60 копеек, а дизеля более чем на 1 рубль. Уже 29 октября Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минэнерго и курирующему ТЭК вице-премьеру Дмитрию Козаку провести консультации с нефтяными компаниями, и принять план по поддержанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Причем, данное указание, по-видимому, надо воспринимать в качестве «пряника», а в качестве «кнута» глава правительства РФ пообещал в случае необходимости в кратчайшие сроки ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты для стабилизации ситуации.

  Жесткий разговор государства и нефтяных компаний, как правило, заканчивается показным отступлением последних. Они сначала выполняют решения правительства, после чего начинаю постепенно отыгрывать потерянное. И дело здесь не в исключительных аппетитах ВИНК, хотя они у них, конечно, присутствуют, и не в чрезмерности требований государства к нефтяным компаниям. Просто ручное управление розничными ценами на топливо, которое началось совсем не этой весной, а значительно раньше, прямо противоречит тем реформам, которые проводятся в нефтяной промышленности последние 7 лет. Точно так же, как введение «запретительных пошлин» будет прямо противоречить Большому налоговому маневру (БНМ) в нефтяной отрасли.

   С начала следующего года в рамках БНМ должны продолжить снижение экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, и, одновременно, индексироваться ставка НДПИ, а так же повыситься акцизы. Все это делается ради двух целей – уменьшить зависимость государственного бюджета от скачков мировых цен на нефть, а так же способствовать модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в стране и бесперебойному обеспечению топливом внутреннего рынка. Однако ручное сдерживание государством розничных цен на топливо мешает достижению этих целей. Уже сейчас превышение оптовых цен над розничными, привело к тому, что даже по официальным данным маржинальность российских НПЗ стремится к нулю, а маржинальность независимых АЗС – отрицательная.

  Компенсирующие механизмы – обратный и демпфирующий акцизы, вводимые с 2019 года, призванные поддержать отечественную нефтепереработку, несомненно, снизят отрицательные эффекты от роста НДПИ и акцизов на топливо, но не уберут их полностью. Вполне возможно, хотя гарантий нет, что они позволят прожить следующий год, избежав резких скачков цен на заправках, но то, что стоимость бензина и дизеля будет расти, с этим даже никто не спорит. Как всегда на официальном уровне разговоры идут о росте «в пределах инфляции». Но, как известно, существуют – ложь, наглая ложь и статистика. Противоречия сохраняются, и их желательно разрешить в самое ближайшее время.

  Динамика розничных цен на бензин АИ-95 в рублях для России

  

  Источник: www.petrolplus.ru

  Динамика розничных цен на дизельное топливо в рублях для России

  

  Источник: www.petrolplus.ru

© 2018 Все права защищены.