Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"Демпфирующий механизм может оказаться работоспособным"

"Демпфирующий механизм может оказаться работоспособным"
01.08.2019

Думский Комитет по бюджету и налогам рекомендовал Государственной Думе принять во втором чтении проект закона, который предусматривает корректировку с 1 июля 2019 г. параметров демпфирующего механизма, направленного на стабилизацию цен на бензин и дизельное топливо в России. Аналогичная мера предусмотрена с 1 августа 2019 г. и в отношении авиационного керосина. Документ также устанавливает ежегодное увеличение оптовых цен на бензин и дизельное топливо на 5% до 2024 г. 

Законопроект повысит размер компенсации нефтяникам в первом полугодии 2019 года с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива, а с 2020 года – с 50% до 68% для бензина и до 65% для дизтоплива.

Леонид, почему, по вашему мнению, государство отказалось от экспортного акциза в пользу спонсирования внутренних цен? Чтобы не кормить Белоруссию? Чтобы не зависеть от мировых цен на нефть? Какие-то другие причины?

На мой взгляд, в данном законопроекте сделана попытка решить сразу две проблемы разом: сократить зависимость внутренних цен на нефтепродукты от капризной конъюнктуры на глобальном рынке «черного золота» и не допустить их резких скачков. 

Идея здесь довольно простая: если цены на дизельное топливо и бензин на рынке России окажутся выше экспортных (подобное вполне возможно), то нефтяные компании уплатят частью своей прибыли в государственный бюджет. Если же будет иметь место обратная ситуация, то им компенсируют разницу между внутренними и мировым ценами.

- Как вы оцениваете работоспособность и эффективность демпфирующего механизма для сдерживания внутренних цен? Есть ли в нем подводные камни? Не случится ли так, что у государства в какой-то момент не окажется денег для выплаты нефтяникам? Или механизм не будет работать по какой-то причине?

Теоретически подобный механизм может оказаться работоспособным, однако, в законопроекте, есть моменты, которые меня лично настораживают. В нем предусмотрено снижение с 1 июля нынешнего года условной средней оптовой цены, учитываемой при расчете демпфера, с 50 до 46 рублей за литр для дизельного топлива и с 56 до 51 рублей для бензина. Затем «разрешается» их рост с годовым темпом 5% до 2024 года включительно. Причем, работать демпфер будет если оптовые цены на дизельное топливо не будут превышать условные показатели более чем на 20%, на бензин — не более чем на 10%. При этом совершенно непонятно, например, как тогда будет функционировать демпферный механизм, если отклонение оптовых цен будет больше чем 20% или 10% соответственно, почему допускается увеличение цены на 5% в год. 

Далее – для компенсации выпадающих доходов государственного бюджета предлагается ввести дополнительную надбавку к налогу на добычу полезных ископаемых в размере 150 рублей на 1 тонну. Вот только такое налоговое давление может привести к снижению рентабельности поддержания добычи на старых (долго разрабатываемых) месторождениях и степени привлекательности освоения новых, особенно отличающихся сложными горно-геологическими условиями. Тем самым фактически сократится круг месторождений, пригодных для эксплуатации при данных экономических условиях. Денег же в государственном бюджете на компенсации нефтяников исходя из его нынешних параметров хватит, в крайнем случае, можно взять их из Фонда национального благосостояния. Главное, чтобы, средства расходовались с умом и не пришлось бы решать, что важнее: стабилизация цен на бензин и дизельное топливо или выплаты бюджетникам и пенсионерам.

- Какой вам представляет оптимальная система регулирования топливной отрасли? Чтобы нефтяники были сыты и потребители целы.

Та, при которой нефтяным компаниям будет выгодно расширять свою сырьевую базу, разрабатывать небольшие месторождения с трудноизвлекамой нефтью и развивать ее переработку и в тоже время, чтобы цены на нефтепродукты находились на приемлемом для потребителей уровне. И необходимо, чтобы она была несложная для расчетов, иначе запутаются все - и нефтяники, и налоговики.

© 2018-2019 Все права защищены.