Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Дружба как последний аргумент

Дружба как последний аргумент
17.04.2019

Главный инженер белоруской «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго сообщил 11 апреля журналистам, что в ближайшее время планируется ремонт пяти участков нефтепровода «Дружба». Фактически, это означает ограничение транзита российской нефти в Европу по одному из главных маршрутов. Последние пять лет по нему прокачивалось в страны Старого Света около 50 млн тонн отечественного черного золота.

Чуть ранее президент республики Беларусь Александр Лукашенко на совещании с экономическим блоком правительства заявил, что в России «обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», и поручил вице-премьеру Игорю Ляшенко поставить на ремонт нефтепроводы. При этом он напомнил о ситуации, произошедшей два года назад, когда республика не перекрыла нефтепровод, чтобы не нанести финансовый ущерб нашей стране, несмотря на заверения белорусских специалистов о необходимости ремонта «Дружбы».

С российской стороны президент компании «Транснефть» Николай Токарев сообщил, что нефтепроводы, проходящие по территории Белоруссии, находятся в удовлетворительном состоянии и не нуждаются в остановке для ремонта. Кроме того он отметил, что «для оказания содействия нашим коллегам в устранении дефектов можем предложить 16 оснащенных всем необходимым бригад, которыми располагает ближайшее к ним предприятие «Транснефть-Дружба», находящееся в Брянске». Причем по заявлениям представителей «Транснефти», в течение последних нескольких лет специализированное предприятие «Транснефть-Диаскан» проводило диагностику двух веток нефтепровода «Дружба». В целом, по ее результатам состояние нефтепроводов признано удовлетворительным, а выявленные дефекты не требуют аварийной остановки. В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, не пытаясь даже показать, что верит в технологические причины остановки нефтепровода, сказал, что Россия и Белоруссия имеют проблемные темы по экономическим вопросам, но продолжают двустороннюю работу для достижения взаимопонимания.

Подоплека конфликта понятна обеим сторонам. Минску не удалось договориться с Москвой по двум важнейшим для экономики Белоруссии вопросам – цене на газ и компенсации от завершения налогового маневра в России. С первым, все понятно, цены на газ – это проблемный вопрос для всех бывших республик Советского Союза, привыкших получать голубое топливо фактически бесплатно. Что касается второго, то Александр Лукашенко в конце прошлого года оценил потери своей страны за пять лет в результате завершения налогового маневра в нашей стране в 10,8 млрд долларов. Причем, это прямые потери белорусской экономики, а есть еще и скрытые.

Завершение налогового маневра вкупе с мерами стимулирования отечественной нефтепереработки и сдерживанием цен на моторное топливо поставят белорусские НПЗ и АЗС в крайне сложное положение, для них цены сырья окажутся выше, а на компенсацию, как в России, рассчитывать не приходится. Вполне вероятно предположить, что для многих белорусских компаний, работающих в этих сферах, дальнейшая деятельность окажется нерентабельной. Естественно, подобная перспектива не может не беспокоить власти Белоруссии. И самый серьезный рычаг давления на Россию это ударить по самой главной доходной статьи бюджета РФ – экспорте нефти и нефтепродуктов.

Справедливости ради, надо отметить, что к нашей стране также остаются вопросы. Сейчас в мире только две державы разговаривают со своими союзниками с позиции силы – США и Россия. Мы были одними из инициаторов создания ЕАЭС. Белоруссия – наш давний, хоть и своенравный, союзник и партнер. Сейчас же мы очень жестко показываем «кто в доме хозяин». В этом есть смысл, учитывая долгое спонсорство РФ дружественных государств, но может привести и к обратному результату. Вроде того, что произошло в Украине. Ну и, конечно же, нашей нефтяной отрасли этот конфликт ничего хорошего не сулит.

© 2018-2019 Все права защищены.