Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

ФАС несдвигаемый

ФАС несдвигаемый
27.09.2018

    В сентябре этого года «Центр стратегических разработок» и РАНХиГС при участии иностранных специалистов подготовил доклад о перспективах развития газового рынка России. Помимо прочего в нем прозвучало предложение передать функции тарифного регулирования в газовой сфере из ведения ФАС фактически под контроль Минэнерго РФ, при котором для этой цели предлагается создать – совет развития газового рынка. 

  За последний год это уже не первый серьезный и, что важно, хорошо аргументированный призыв лишить ФАС  полномочий по тарифному регулированию. Прошедшим летом, в июне, много шума наделало письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву от президента «Транснефти» Николая Токарева, председателя правления «Новатэк» Леонида Михельсона и совладельца НЛМК Владимира Лисина, в котором было предложено лишить ФАС всех полномочий по регулированию тарифов и передать последние в ведомство Минэкономразвития. Аналогичные идеи так же не раз высказывались независимыми экспертами рынка и специалистами на страницах различных изданий, а так же в ходе многочисленных конференций и открытых обсуждений проблем нефтегазовой отрасли.

 Нужно отметить, что всякий раз, когда звучали подобные предложения, ФАС очень активно отбивалась, аргументируя свою позицию тем, что политика ведомства в установке тарифов, которую они называют «инфляция минус», является официальной политикой президента и правительства РФ. Но едва ли президент и правительство РФ ратуют за сокращение инвестиционных программ компаний и уменьшения доходов казны государства.

  Особенно ущербно данная аргументация выглядит в контексте вышеупомянутого письма. Понятно, если бы это было обращений одной монополии, но тут единым фронтом выступаю президент государственной корпорации и владельцы крупнейших частных коммерческих компаний. Т.е. ситуация не устраивает рынок в принципе.

  Комментируя июньское письмо, в антимонопольном ведомстве сказали, что «когда руководители крупнейших российских компаний недовольны действиями ФАС по ревизии завышенных тарифов, сдерживанию их роста и повышению прозрачности системы и поэтому пишут председателю правительства РФ, это означает, что мы задели их серьезные интересы». С последним утверждением сложно спорить, однако абсолютно непонятно, что хорошего для экономики страны в задевании серьезных интересов монополий, которые де-факто принадлежат государству. Причем, к чему может привести слепое следование принципу «инфляция минус», все увидели этой весной, когда разразился бензиновый кризис, в результате чего потребовалось вмешательство президента РФ и фактически переход на ручное регулирование цен на топливо.

  Главный довод за передачу функций установки тарифов финансово-экономическому блоку правительства РФ – необходимость применения системного подхода в этой области, основанного на стратегических приоритетах развития экономики страны, как в целом, так и ее отдельных отраслей. Долгосрочное планирование невозможно, как в масштабах государства, так и отдельной компании, когда существует неизвестная переменная в графе «расходы», устанавливаемая ведомством никак не связанным разработкой стратегии экономического развития. Из-за такого положения вещей страдают инвестиционные программы компаний, их дивидендная политика, и нефтегазовая отрасль в целом. Каждое ведомство должно заниматься своим делом, ФАС следить за соблюдением законодательства в сфере конкуренции, а экономический блок правительства заниматься стратегическим планированием и тарифным регулированием. Однако пока, несмотря ни на что, последнее остается в ведении ФАС.

© 2018 Все права защищены.