Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«И решение о том, что с завтрашнего дня ограничительные меры снимаются, был таким же форс-мажором, как и решение об их введении»

«И решение о том, что с завтрашнего дня ограничительные меры снимаются, был таким же форс-мажором, как и решение об их введении»
13.07.2020

Какова сейчас ситуация на рынке топлива России. Удалось ли нефтеперерабатывающим заводам нарастить производство в достаточной степени, чтобы удовлетворить спрос? Что происходит с мелким оптом в плане цены и доступности для независимых АЗС?

Сейчас стоит говорить не столько о дефиците предложения, сколько о нехватке ресурсов в мелком опте. Соответственно, на этом фоне идет разгон цены на бирже. Плюс у меня достаточно серьезные подозрения, что в процессе разгона цен участвуют и брокеры, которые скупают топливо с тем расчетом, что потом его на волне спроса удастся продать по более высокой цене.

Каковы, на ваш взгляд, причины аномальной ситуации, которую мы наблюдаем? Цены на бирже бьют рекорд за рекордом, заправщики жалуются, что вынуждены работать в убыток или вообще не могут купить топливо. При этом на той же бирже большие партии скупают производители топлива из числа второго эшелона, а доходы государства от демпфера уже превышают объем выпадающих нефтегазовых доходов.

Вряд ли стоит говорить об ошибках планирования – как со стороны переработчиков, так и со стороны сбыта. Уход на карантин был мерой с неопределенной датой выхода. И решение о том, что с завтрашнего дня ограничительные меры снимаются, был таким же форс-мажором, как и решение об их введении. Соответственно, участники рынка не могли предугадать подобное развитие событий и подготовиться к нему. Бензин же не может появиться мгновенно. Его нужно произвести, привезти на нефтебазу, развезти по АЗС – на все это требуется время.

Опять же, насколько я знаю, многие независимые сети АЗС в апреле-июне не подавали заявок на достаточные объемы нефтепродуктов в мелком опте, потому что не знали, с какой скоростью будет происходить выход из карантина. Поскольку выделение считается по средним цифрам, им сейчас и выделяется меньше, чем требуется в сегодняшних условиях. Так как они не могут прекратить отпускать топливо, они вынуждены скупать его на бирже. 

Ваши прогнозы и предложения? Удастся ли заправщикам удержаться в предписанных правительством пределах: «рост цен в пределах инфляции»? Что можно сделать, чтобы сбить накал страстей и нормализовать ситуацию на рынке топлива?

Сейчас очень сильно влияет демпфер. Но при достижении ценами уровня на 10% ниже определяемого государством среднего значения (на 2020 год – 53,6 тыс. рублей за тонну) демпфер перестает действовать. Думаю, на этой границе рост цен и остановится.

При том, что объемы производства более или менее сравнимы с прошлым годом, откуда столь дикий спрос, непонятно. Скорее всего, повторюсь, брокеры решили поиграть. По большому счету решение проблемы может быть только одно – это отмена демпфера. Это механизм, который был создан для работы при растущих ценах на нефть. Как только цены стали падать, он стал работать во зло.

Удастся ли удержать рост цен в пределах инфляции? Уже не удалось, зимнее дизтопливо там, где оно еще продается, подорожало больше, чем на 6%. Я бы на месте участников рынка, исходя из ситуации, просто выставил бензин по более высокой цене. А так они и цены не поднимают, и продолжают торговать в убыток.

Можно уже сейчас повесить ценник 60 рублей. Единственное, чем ты рискуешь – придет ФАС и спросит, почем необоснованно завышаются цены. С другой стороны, если будешь торговать в минус, придет налоговая и спросит: «Что у вас за бизнес такой?». Подъем цен всегда можно обосновать затратами и требованиями налоговой. С ФНС договориться сложнее. Поэтому мой прогноз – не удастся. 

© 2018-2020 Все права защищены.