Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Искусство полумер

Искусство полумер
13.08.2019

  Президент РФ Владимир Путин 20 июля поручил правительству ввести мораторий на новые меры господдержки (налоговые льготы) при разработке нефтяных месторождений. Срок действия моратория до 31 декабря текущего года. К этому времени должна закончиться проходящая сейчас инвентаризации запасов разрабатываемых месторождений, которая призвана показать степень влияния действующей налоговой системы на эффективность освоения различных участков недр.  

  Данная новость только появившись произвела в кругах близких к нефтяной сфере эффект разорвавшейся бомбы. Введение моратория совершенно справедливо связали с последними просьбами лидера отечественной нефтедобычи компании «Роснефть» получить преференции на разработку Приобского месторождения в размере 46 млрд руб. в год сроком на 10 лет, а также льгот на развитие Арктики, суммарным объемом около 2,6 трлн рублей. Впрочем, шок был недолгий. Достаточно быстро выяснилось, что льготы для Приобского месторождения «Роснефть», скорее всего, получит. По данным газеты «Коммерсантъ» президент одобрил преференции не только для компании Игоря Сечина, но и для «Газпром нефти» еще в размере 13,5 млрд руб. на 10 лет, также разрабатывающей этот участок.

  Как пишут в СМИ, Минфин уже давно просил ввести мораторий на налоговые льготы нефтяникам. В этом году глава ведомства Антон Силуанов предлагал приостановить раздачу преференций до 2024 года, но президент срок действия моратория сократил. Резоны Минфина РФ абсолютно понятны. Они хотели бы избежать увеличения, выражаясь их языком, «выпадающих доходов бюджета» и, как следствие, роста нагрузки на казну – проще говоря, на другие отрасли экономики и население страны. Обсуждать позицию этого ведомства нет смысла, она достаточно обоснована относительно задач, которые стоят перед Минфином РФ – наполнение бюджета и его рациональное использование.

  Также нет особых причин ломать копья по поводу целесообразности, сроков реализации и окупаемости проектов, под которые были запрошены льготы. Экономические обоснования проектов очень крепкие и делали их профессионалы. Что же касается компании Игоря Сечина, то если есть административный ресурс – им глупо не пользоваться. Особенно если учесть, что никаких особых репутационных рисков обращения о предоставлении льгот не несут, и ранее, насколько помню, преференции всегда предоставлялись.

  Проблема совсем в другом. Судя по всему, ни о какой дальнейшей реформе налогообложения нефтяной отрасли пока речи не идет. Вернее, может, изменения и будут, например, расширят область применения НДД, однако правительство собирается продолжить достаточно порочную практику предоставления точечных льгот нефтедобывающим компаниям. Только с 2020 года с учетом итогов проведенной инвентаризации месторождений. Несомненно, ее результаты сыграют положительную роль в распределении преференций, но учитывая наш быстро меняющийся мир и нестабильность мирового нефтяного рынка, уже через год впору будет проводить новую инвентаризацию.

  Сейчас есть крылатое выражение, характеризующее нашу налоговую систему в нефтедобывающей отрасли – «лоскутное одеяло льгот». На данный момент по самым разным подсчетам преференциями охвачено более 40% всей нефтедобычи по стране. Это означает только одно, что существующий налоговый режим не выполняет две из трех своих важнейших функций – не стимулирует развитие нефтедобычи и приток в нее инвестиций. Выполнение третьей, и может самой главной задачи – стабильность и прогнозируемость объемов поступлений средств из отрасли в казну, также остается под вопросом, ведь количество льгот с каждым годом увеличивается. Поэтому, фактически, введенный мораторий никак не меняет ситуацию, а лишь оттягивает время, когда проблему придется решать в самом экстренном порядке.

© 2018-2019 Все права защищены.