Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"Качество нефти является одним из ключевых факторов ценообразования"

"Качество нефти является одним из ключевых факторов ценообразования"
13.08.2019

В «Транснефти» обсуждается вопрос о внедрении контроля качества каждой партии нефти на входе в узлы компаундирования, чтобы можно было сразу выявить источник поступления некондиционной нефти. 

Прежде всего, отмечу, что компаундирование - это платная услуга, оказываемая компанией «Транснефть» внутри системы, и если мы обсуждаем буферные ёмкости до входа в систему магистральных трубопроводов, то это имеются ввиду резервуарные ёмкости Производителей нефти. 

Взаимоотношения Производителей, дочерних обществ ПАО  «Транснефть» и собственников узлов учёта (систем измерений количества и показателей качества нефти) регулируются соответствующими пользовательскими соглашениями и регламентами взаимоотношений при проведении приемо-сдаточных операций. 

Как правило, в них предусмотрена соответствующая норма учета каждой партии нефти, либо ссылка на регулирующий нормативный документ. 

Однако после инцидента с загрязнением хлорорганикой важно  провести ревизию регулирующих актов и при необходимости внести  соответствующие дополнения. 

- Насколько необходимо внедрение такой системы контроля? 

Во многом, предложенное естественной монополией внедрение контроля качества каждой партии нефти на входе в систему магистральных трубопроводов - это важная усиленная формировка в актуальном контексте, но по сути - дублирование существующих процессов контроля и учета нефти, определённых нормативными документами. 

При транспортировке по системе «Транснефть» при прохождении через каждый узел учета (СИКН) каждая партия и так контролируется с оформлением актов приёма-сдачи и паспортов качества. 

- Как раньше осуществлялся контроль качества? Возможно ли не осуществлять контроль качества партий нефти? 

Качество нефти является одним из ключевых факторов ценообразования, поэтому нельзя недооценивать важность контрольных мероприятий.

Однако не редко проблематика ухудшения качества обостряется с тем, чтобы ускорить определенные решения. 

Контроль качественных параметров нефти осуществляется на всем маршруте транспортировки, от пункта отправления – нефтедобывающих предприятий, внутри системы «Транснефть» между смежными дочерними обществами, на границе РФ, на пунктах приема-сдачи в Белоруссии, на Украине, в принимающих странах.

- Чем отличается существующий порядок контроля качества нефти от предложенного компанией «Транснефть»? 

Существующая система контроля качества нефти предусматривает требования  ежесменно, на регулярной основе осуществлять контрольные процедуры и оформлять акты приёма-сдачи и паспорта качества нефти на все перемещаемые партии нефти.  

Согласно нормативным требованиям приемо-сдаточные испытания проводят один раз в смену по следующим показателям: плотность, массовая доля серы, давление насыщенных паров (при приеме нефти для транспортировки по системе магистрального транспорта), массовая доля воды и концентрация хлористых солей. 

Остальные параметры до инцидента с загрязнением нефти хлорорганикой контролировались по согласованию принимающей и сдающей сторон, но не реже раза в 10 дней. 

Вопрос в том, что устаревшая система контроля, выстроенная ещё в Советский период, не всегда отвечает современным вызовам. 

Конечно, и порядок проведения периодических испытаний, включая содержание хлорорганических соединений, потребовал  обновления. 

Когда осуществляется приём партии нефти не по показаниям СИКН, а по резервуарам производителей (до входа в систему магистральных нефтепроводов), то производятся замеры уровня, отбирается проба, определяется количество и показатели  качества нефти. 

Ничего нового, если персонал выполняет в полном объеме свои обязанности. 

Напомню, акты приёма-сдачи оформляются на партии нефти, оформленные маршрутными поручениями, которые по объёму могут быть как меньше ежесменного объёма, так  и превышать его. 

Если за смену за 12 часов, например, на узле учета Самотлор принято 5 тыс тонн  нефти, а маршрутное поручение на партию нефти «Голойл» оформлено на 1 тыс. тонн, то непосредственно на момент поступления в систему «Транснефть»  контролировать именно эту партию на СИКН 544 ПСП «Самотлор» возможно только в смеси с другими партиями, на ежесменной основе. При этом и грузоотправитель, и собственник СИКН располагает сведениями о качестве принятой по резервуарам нефти.

Контроль партий на всём маршруте транспортировки осуществляется в любом случае, а если не проводится - то это означает наличие нарушений в системе учета. 

- Насколько реализуема такая система контроля сырья с организационной и финансовой точки зрения? 

На каждый вызов, связанный с  ухудшением  качества нефти в грузопотоках, Компания «Транснефть» отвечает  новыми предложениями.  

Высокоточные учётные системы компании отлично настроены на реализацию контрольных процедур по проверке правильности определения как объёма  перемещаемого сырья, так и показателей качества.

В  этой связи важно, чтобы предложенные естественной монополий варианты проведения «улучшающих» контрольных процедур не были связаны с  дополнительным финансированием, а были основаны на более полном использовании потенциала компании. 

- Какие варианты  улучшения качества нефти уже были предложены Компанией «Транснефть», но не реализованы? 

Ранее компанией «Транснефть» предлагался вариант выделения высокосернистой трубы через порт Усть-Луга. 

Но поскольку проект одобрен не был, то «Транснефть» в 2018 году реализовала три крупных проекта в рамках стабилизации качества нефти в трубопроводной системе (перемычки Нижневартовск-Александровская, Ярославль - Ярославль-3 и станция смешения нефти в Самаре). 

По предварительным оценкам руководства Компании,  благодаря реализации этих проектов удалось стабилизировать качество нефти на ближайшие три года. 

Действительно,  содержание серы в нефти, поступающей по трубопроводу «Дружба» на экспорт, в июле текущего   года значительно улучшилось.

После фиксации превышения нормативного уровня хлорорганических соединений компанией «Транснефть» была озвучена реализация  ещё одного проекта по внедрению комплексной системы смешения нефти на НПС «Калейкино» в Альметьевском районе Республики Татарстан.

Система должна обеспечить автоматическое смешение сернистой нефти Татарских и Западно-Сибирских месторождений и высокосернистой нефти, добываемой в республиках Удмуртии и Татарстана, для последующей откачки с требуемыми качественными характеристиками на нефтеперерабатывающие заводы. Ввод системы в эксплуатацию запланирован на октябрь 2020 года.

- Если ли какие-то другие варианты решения проблемы? 

Регламенты  взаимоотношений при проведении приемо-сдаточных операций, а также  трехсторонние соглашения между Производителями нефти, дочерними обществами ПАО  «Транснефть» и собственниками  узлов  учёта (системы измерений количества и показателей качества нефти) должны более жёстко регулировать норму контроля количества и качества каждой принимаемой партии нефти.

- Кто может или должен принять решение о внедрении такой системы контроля? 

Такое решение может быть принято, как на уровне ПАО «Транснефть» путём внесения дополнения в существующий типовой регламент и типовое трехстороннее соглашение, если такая норма не была предусмотрена ранее. 

Возможно потребуется согласование с Министерством Энергетики и Росстандартом, с нефтяными компаниями, если детализация требований имеет расхождения относительно текущих утверждённых стандартов и Регламентов. 

- За чей счет может быть профинансирована данная система?

Поскольку контроль качества каждой партии нефти осуществляется в соответствии с общегосударственными стандартами, остается надеяться, что представленная  усиленная формулировка  естественной монополии не приведёт к дополнительным затратам для грузоотправителей. 

© 2018-2019 Все права защищены.