Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Качество российской статистики оставляет желать лучшего, даже по заработной плате»

«Качество российской статистики оставляет желать лучшего, даже по заработной плате»
01.09.2020

Так, уже в мае было понятно, что рынок автомобильного топлива восстанавливается быстрее, чем ожидалось, и принятые в апреле, на пике кризиса, решения о поддержке нефтепереработчиков (снижение нормативов биржевой продажи и запрет импорта, прежде всего) нужно если не отменять, то хотя бы корректировать. Этого не было сделано, результатом чего стал полномасштабный кризис на рынке нефтепродуктов.

Весьма показательный отзыв о российской системе управления содержится в представленном на днях экономическом обосновании к законопроекту об освоении континентального шельфа Арктики и Тихого океана, разработанного Минвостокразвития. «За последние 23 года налоговый режим в области добычи углеводородов менялся 11 раз, что говорит о невозможности прогнозирования налоговой составляющей финансовых моделей», – сказано в документе.

- Что вы можете сказать о качестве российской государственной и корпоративной статистики, степени открытости и доступности информации, в том числе для экспертного сообщества?

Качество российской статистики оставляет желать лучшего, даже по заработной плате. Росстат – серьёзная работающая организация, а те министерства, которые сохранили отраслевую статистику, так или иначе ее развивают. Но несмотря на это охват падает, методики меняются, доступ закрывается. И дальше, похоже, будет только хуже.

Примеров множество, приведу несколько. Если взять любые сборники Росстата за последний год, и сравнить их со старыми, то легко видно, что множество позиций просто испарились из статистики. Закрыта статистика по промышленным предприятиям, остались только регионы. Несколько лет назад случился переход на новые коды продуктов – и не все продукты, которые есть в новом классификаторе, не попадают в учёт. Ликвидированы отрасли и вместо них введены виды деятельности: например, нефтепереработка в учете объединилась с производством кокса, в том числе каменноугольного. Из-за этого ранее существовавший отраслевой показатель износа основных фондов вообще потерял смысл. А он важнейший для развития и модернизации.

- Как качество и доступность информации влияет или может повлиять на качество решений, принимаемых госструктурами и руководством компаний?

По мере усиления цифровизации происходит постепенное закрытие информации, в том числе для экспертов. Коды ОКВЭД, которые используются для учёта внешней торговли, не корреспондируются в полной мере с ОКПД-2, а значит, по многим продуктам невозможно посчитать внутреннюю потребность. То есть нет основы для любого планирования. Ни государством, ни бизнесом.

В докторской диссертации я рассчитывала достоверность данных по учёту нефтепродуктов. Получалось до 50%, причем чем более малотоннажный продукт, тем ниже показатель. Что это значит для государственного или корпоративного управления? Вот это и значит – 50%.

- Что можно сделать, чтобы повысить качество собираемой и анализируемой информации и сделать систему принятия решений прозрачной и понятной для участников рынка?

Обязательно нужно вернуть планирование, которое у нас принято проклинать, ассоциируя с пустыми полками. А для нашей отрасли обязательно еще исследование и планирование стран конкурентов и стран потребителей. Это нормально, иначе многие мощности могут оказаться невостребованными.

Это огромная работа, но ее можно сделать. Только не в рамках существующих ФЗ о госзакупках, где тендер объявляют 1 декабря, а результаты нужны 15. Кстати, сейчас статистикой занялась налоговая инспекция и результаты довольно неплохие. Но могли бы быть намного лучше, если бы они консультировались с отраслевыми специалистами. Все их данные находятся в открытом и бесплатном доступе, но работать предельно неудобно.

© 2018-2020 Все права защищены.