Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

КАМо бензин грядеши?

КАМо бензин грядеши?
01.11.2018

    Правительство решило проблему рынка топлива с помощью Командно-Административного Метода (КАМ). Производителям топлива и розничным сетям приказано продавать бензин в определенных объемах и по определенным ценам.

 Решение вице-премьера Дмитрия Козака одновременно прекратило свару между независимыми АЗС и производителями топлива. Первые обвинили нефтяников в поставках дизеля только на свои заправки, а вторые в лице «Роснефти» обвинили независимые АЗС в проведении «провокационной кампании», направленной на «обострение социально-экономической обстановки в регионах» с целью получения дополнительных льгот и «извлечения сверхдоходов».

  Пресс-службу «Роснефти» бессмысленно спрашивать, почему именно она отреагировала на претензии АЗС (обвинения не были персонифицированы) и почему жалобы на невозможность купить дизель являются «провокацией». Это отдельная тема. Важнее другое, ВИНКи неоднократно много лет, практически, с самого начала, предпринимали попытки поглотить независимых торговцев топливом, и процесс этот идет, что заметно даже по вывескам на АЗС на трассах. В отдельные моменты атаки на независимые АЗС были настолько интенсивны, что казалось все, им смерть. Отсрочить свою гибель частным торговцам удавалось только благодаря тесным связям с местными органами власти.

  Стремление ВИНКов к поглощению независимых АЗС и явно избыточное количество заправок на трассах можно объяснить только тайными особенностями перераспределения прибыли между звеньями топливной цепочки внутри ВИНКов, которые делают выгодным содержать даже полупустые заправки, и на которых к тому же розничная цена топлива сегодня чуть ли не ниже оптовой.

  Выбранный правительством метод КАМ еще больше запутывает ситуацию. Соглашение об объемах поставки топлива на АЗС совершенно не значит, то топливо там будет. По документам топливо на заправки поступит, спору нет, но на заправках будет висеть табличка «Бензина нет». И придраться будет не к чему − «все распродали». За пять минут после ночного перерыва. Опыт торговли времен СССР бессмертен.

  Пока экспортные продажи топлива будут выгоднее поставок его на внутренний рынок, оно потечет за границу, изменится лишь документальное оформление сделок, в них будут фигурировать фиктивные поставки на АЗС.

 Особый вопрос − а дальше что? Бесконечно поддерживать низкие цены внутри при открытом канале экспорта? Не придется ли, когда ситуация пойдет вразнос, вернуться к свободному рынку с двукратным скачком цен на топливо?

  Правительство договорилось с нефтяниками с позиции слабой стороны. А могло бы решить проблему с позиции сильной стороны, учтя мировой опыт борьбы с монополизмом ВИНКов. Например, разрушить ВИНКи и запретить вертикальные структуры − одновременную добычу, переработку и продажу топлива. Когда на рынок выйдут независимые добытчики нефти, которую будут покупать у них независимые производители топлива, снабжающие им независимые АЗС, только тогда заработают рыночные механизмы, приведя цены на бензин и дизель в нормальное состояние.

  А регулировать эти цены нужно рыночным путем − экспортными пошлинами, имея в виду конечную цель: пока цена топлива на внутреннем рынке не будет минимум вдвое-втрое меньше, чем за рубежом, никаких инвестиций в развитие отраслей высоких переделов в РФ не дождаться. 

© 2018 Все права защищены.