Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Латышский гамбит

Латышский гамбит
12.11.2018

  Латышский авторитет уверяет, что выполнение решения Латгальского окружного суда приведет к приобретению Белоруссией части трубопровода «Дружба», идущего по Латвии. Это даст возможность возобновить транзит нефти между Прибалтикой и Белоруссией и ослабить зависимость последней от Москвы.

  На латвийском портале Pietiek появилась статья «В результате постановления окружного суда в Латвии может возобновиться нефтетранзит по трубопроводу, но могут пострадать интересы Кремля», приписываемая местному «авторитетному» деятелю Айвару Лембергсу. Лембергса называют "батька" в латвийской версии», и характеризуют как человека прагматичного и смотрящего далеко в будущее.

  Авторы материала размышляют о том, как можно было бы запустить в реверсном режиме части нефтепровода «Дружба»: «Полоцк — Мажейкяй» и «Полоцк — Вентспилс», обеспечив энергетическую независимость Белоруссии. Отдельно часть материалов посвящена Александру Лукашенко, который в статье: «более не именуется «последним диктатором в Европе»…» и, еще цитата, «пытается … освободиться от объятий русского медведя». Интересна подоплека появления статьи.

  Семья Лембергса считается самой богатой в Латвии. Бывший партийный функционер [1987—1988 гг. — инструктор отдела сельского хозяйства и пищевой промышленности центрального комитета Коммунистической партии Латвии] разбогател после получения крупного наследства при сомнительных обстоятельствах, а потом стал делать бизнес в Вентспилсе. Ныне он мэр Вентспилса и председатель правления Вентспилского свободного порта, крупнейшего стратегического предприятия Латвии. Подозревается во многих экономических преступлениях. Рассказывая о Лембергсе, СМИ отмечают не только его богатство, но и беспрецедентный административный ресурс. Один из латвийских политиков даже заявил: "Правительство… падет тогда, когда его решит свалить мэр Вентспилса Айвар Лембергс".

  Зачем же Лембергсу отдавать латвийские нефтепроводы Белоруссии? По утверждению авторов статьи - чтобы оторвать Минск от Москвы и привязать его к прибалтийским портам.

  Нефтепроводы «Полоцк — Мажейкяй» и «Полоцк — Вентспилс» при развале СССР достались российско-латвийской «LatRosTrans». У Лембергса прекрасно шли дела, пока в порт Вентспилса поступала российская нефть. Но в январе 2003 года Россия отказалась от экспорта нефти через Вентспилс, а потом каждый год стала снижать и экспорт нефтепродуктов, развивая собственные порты. При мощности нефтепроводов и порта в 30 млн тонн в год сейчас Вентспилс живет за счет поставок нефтепродуктов из Белоруссии по трубопроводу (3-5 млн тонн в год) и небольших партий из России, поступающих по железной дороге. Цель новой аферы Лембергса − заполнить две нитки нефтепроводов до белорусского НПЗ в Полоцке нефтью, но уже не российской, а с мирового рынка, переваливаемого через вентспилский порт, получив оттуда обратно мощный поток дизельного топлива. Кроме экономических выгод для Латвии, новые нефтяные потоки, по горячечному замыслу авторов, помогут Минску вести себя более независимо от Москвы, а то и полностью порвать связи с Россией, взяв пример с Украины.

  Поводом для иска в Латгальский суд со стороны Белоруссии стало откачка с 2010 года 110 тыс. тонн технологической нефти из нефтепровода между Полоцком и Вентспилсом компанией «LatRosTrans». Откачку нефти в компании объяснили соображениями экологической безопасности. Однако в трех официальных белорусско-латвийских документах, подписанных в 1992, 1993 и 2000 годах, подтверждено, что технологическая нефть в нефтепроводе принадлежит Новополоцкому нефтетранспортному предприятию «Дружба» [сейчас «ОАО «Полоцктранснефть Дружба»] и находится на его балансе. Вообще-то нефть была российская, но Москва вроде бы, по утверждению авторов статьи , согласилась с собственностью на нее Белоруссии.

  Антибелорусский демарш «LatRosTrans» в упомянутой статье объясняется тем, что в числе владельцев ООО «LatRosTrans» - основной акционер, контролирующий более 60% акций - группа Vitol - имеет давние тесные связи с Россией. А миноритарий –вообще русская компания «Транснефтепродукт»

  Белоруссия в 2011 году подала иск в суд, что не помешало «LatRosTrans» еще в течение четырех лет продолжать откачку технологической нефти. Процесс грозил затянуться на вечность, но неожиданно в этом году Латгальский окружной суд признал правоту Минска и постановил взыскать с «LatRosTrans» в пользу белорусского предприятия 66,75 миллионов евро за противоправное выкачивание и продажу чужой нефти. Кроме того, принято решение взыскать с «LatRosTrans» государственную пошлину в размере 66,8 тысяч евро и связанные с судопроизводством расходы в размере почти 50 тысяч евро. Сейчас дело в порядке кассации ушло в Верховный суд.

  У дышащего на ладан из-за отсутствия загрузки «LatRosTrans» миллионов евро может не оказаться, и если постановление Латгальского суда вступит в силу, находящиеся в собственности «LatRosTrans» трубопроводы, насосные станции, земля и всё прочее поступят на аукцион, где белорусы, опять-таки по мысли авторов статьи, смогут перенять их за долги.

  Сдав в партии фигуру, Лембергс рассчитывает, как уже говорилось выше, выиграть партию: запустить между Венспилсом и Полоцком туда – поток нефти с мирового рынка, обратно − поток дизеля. Хватит ли у Минска сил устоять перед соблазном?

  Pietiek отмечает: «С 2014 года Минск, оставаясь официально нейтральным и устраивая мирные переговоры, втихомолку поддерживает борьбу Украины против интересов Кремля, ибо всем ясно: после Крыма и Донбасса следующим может стать Гомель. Ещё один типичный пример: проводя с Россией общие маневры «Запад 2017», Беларусь пригласила к себе наблюдателей от Латвии и других стран НАТО. Тех самых, против которых разыгрывается нападение».

  Логика авторов статьи, мягко говоря, странная. Сегодня и в Прибалтику, и на Украину продолжает поставляться российская нефть. Даже крайне недружественная Польша качает нефть из России, в небольшой части заменив ее на арабскую. При этом стоимость получаемого сырья мировая. Зачем Лукашенко дорогая «нефть из Венесуэлы», когда сейчас он получается дешевую российскую по внутренним ценам? Максимально переработать на двух НПЗ в Белоруссии можно максимум 18 млн тонн в год, а из России качают в год 24 млн!

  При этом Украина по-прежнему остается крупнейшим после Белоруссии транзитером российской нефти в Европу и крупнейшим  потребителем дизеля производства «Роснефти». Поэтому даже победители гипотетической антилукошенковской революции вряд ли будут блокированы. Зачем в этом варианте труба действующему президенту Лукашенко? Покупать дорогущий СПГ из Штатов вместо опять же льготного российского газа? Экономическая бессмыслица… Те же поляки недавно заявившие, что американский СПГ на 20% дешевле русского трубного газа закупили американские объемы только на треть заменяющие «тоталитарный газ».

  Зачем же публиковать глупость, да еще в варианте для своих - только на местном языке и малоцитируемом сайте? Вероятно, только для одного - позиции развалившей СССР национальной партноменклатуры стали совсем шаткие и в обезлюдевшей Прибалтике (активное население уехало в Европу на заработки и ПМЖ) их власть держится на одном продукте -  русофобии. Его активно продают американцам. Только они, а отнюдь не белорусы, и могут купить обанкроченную трубу. Правда Вентспилс от этого переваливать больше нефти не будет, но зато сможет войти в сферу НАТО для прокачки дизеля для агрессии против Белоруссии и России. Первые дивизии бронетехники уже получили места постоянной дислокации в Прибалтике. И бывший партработник Айвар Лембергс получит деньги от блока НАТО на поддержание техники в боевом состоянии.

  Понимает ли это Лукашенко? Думается, что понимает. Ведь он наверняка читал воспоминания соратников Януковича о том, что бывший президент Украины сам организовал майдан для большей сговорчивости Москвы.

© 2018 Все права защищены.