Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"Льготы не только вредят делу наполнения федерального бюджета, но и искажают рыночные стимулы"

"Льготы не только вредят делу наполнения федерального бюджета, но и искажают рыночные стимулы"
02.12.2019

Глава «Роснефти» Игорь Сечин просит правительство о льготах для ввоза иностранного оборудования на обустройство месторождения в Хатангском заливе. Это значит, что за пять, прошедших с наложения в 2014 году санкций на поставки в Россию оборудования для нефтедобычи, в стране такое оборудование так и не появилось.

При этом практика предоставления льгот нефтедобытчикам приняла огромные масштабы. Из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» следует, что в 2022 году льготы нефтяникам превысят 1,6 трлн рублей.

На слушаниях в Совете Федерации в октябре спикер Валентина Матвиенко заявила, что несмотря на почти двукратное увеличение за последние пять лет налоговых льгот, предоставляемых нефтяным компаниям, в России не наблюдается «ни прироста инвестиций, ни снижения зависимости отрасли от поставок импортного оборудования». А по словам главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, судя по прогнозируемым цифрам роста отдачи от предоставляемых нефтяникам льгот, прибыльнее было бы просто положить эти деньги в банк под небольшой процент.

По данным ФНС, рентабельность добычи сырой нефти и природного газа составляет 35,3%, при средней рентабельности по экономике в 12,3%. А сэкономленные за счет льгот средства нефтяные компании тратят на дивиденды и операции с ценными бумагами, заявил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

В то же время Норвегия за время разработки своих шельфовых месторождений подняла уровень локализации производства оборудования с с 10% до 95%. Сегодня 1/3 экспорта Норвегии составляют технологии и оборудование для нефтегазовых шельфовых проектов.

Сергей, как Вы считаете, насколько целесообразно предоставление очередных льгот на добычу северной нефти, если это не мотивирует нашу промышленность на разработку собственных технологий и оборудования, при таком подходе завтра очередное ужесточение санкций оставит российских нефтяников не у дел?

Главная проблема льгот в России - в том, что их легко дать и очень тяжело отменить. Льготы не только вредят делу наполнения федерального бюджета, но и искажают рыночные стимулы. Поэтому лучше всего - без льгот обойтись.

- Имеют ли сегодня смысл масштабные инвестиции в производство такого оборудования, и если имеют, то какая цель может при этом быть поставлена:

  • замещение только части импортного оборудования для шельфовых проектов, наиболее легкого для производства,
  • замещение всей номенклатуры импортного оборудования на случай полной блокады поставок со стороны Запада,
  • производство только такого оборудования, которое имеет экспортный потенциал?
Целесообразность инвестиций в производство оборудования - выглядит вдвойне сомнительной: во-первых, сложно оценить окупаемость, а во - вторых - высоки технические риски. Оборудование может оказаться худшего качества, чем задано техзаданием.

- Насколько целесообразна реализация сложных и дорогих шельфовых проектов в условиях большой вероятности переизбытка на рынке более дешевой нефти и общей тенденции к сокращению потребления нефти в мире?

Пока, несмотря на все прогнозы, спрос на нефть хоть и медленно, но растет. Но растет и предложение нефти. Надежно спрогнозировать спрос (и цену!) в этих условиях - сложно. Поэтому инвестиции в проекты со сроком окупаемости более 5..7 лет - довольно рискованны. Если бизнес захочет их делать - препятствовать не стоит. Но и вкладывать государственные средства - тоже не стоит.


© 2018-2019 Все права защищены.