Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Налоговый маневр в ТЭК – запланированная катастрофа

Налоговый маневр в ТЭК – запланированная катастрофа
25.10.2018

 Налоговый маневр, одобренный правительством РФ, предполагает отмену экспортной пошлины к 2024 году и рост ставки акцизов на бензин уже в 2019-м до 12,3 тысячи рублей за тонну.

 Суть маневра — переход нефтяных доходов федерального бюджета с экспортной пошлины на сырую нефть на поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К 2024 году пошлина будет ликвидирована в результате сокращения с нынешнего уровня 30% за шесть лет ежегодным шагом в 5%. Повышение НДПИ, а оно будет происходить до 2021 года, распространится на всю, а не только на экспортируемую нефть. Так достигается главная цель маневра — независимость бюджета от капризов нефтяной конъюнктуры.

 «В рамках завершения налогового маневра мы сейчас прорабатываем системные механизмы…Необходимо найти системное решение, потому что принимать каждый раз точечные решения — это неправильно» — так формулировал цель маневра директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Интересная получается картина – применение «маневра» уже утверждено Правительством, а вот «системное решение», как спасать внутренний рынок от безудержного роста цен на топливо, еще только предстоит придумать.

 Бенефициаров от маневра получается два: это Минфин, которому главное наполнить бюджет и ВИНКи, которые радостно потирают руки в предвкушении нулевой пошлины на экспорт сырой нефти.

 В ожидание «системного решения», все остальные его участники – независимые НПЗ, независимые АЗС, потребители топлива на всем транспорте, включая авиакомпании, и простые граждане замерли в оцепенении, прикидывая, как скоро внутренние цены на топливо у нас сравняются с мировыми. Но и равенство внутренних цен с мировыми в общем-то никто не гарантирует, поскольку давно известно, что «рынок» у нас весьма специфический, все помнят рост цен, но никто не припомнит их снижение – никогда, ни при каких обстоятельствах, у нас это невозможно.

 Правительство РФ всегда беспокоилось, как бы не захватили наш ТЭК иностранные компании. Зря беспокоились, сейчас российские ВИНКи ведут себя едва ли не хуже, чем повели бы себя на их месте иностранные. Не хотите брать топливо по мировым ценам? Тем хуже для вас, тогда мы его отправим его на экспорт. А если продаем на внутреннем рынке дешевле мировых цен, будьте любезны, возместите нам упущенную выгоду. Может и не российские это компании уже? Но качают-то нефть вроде из наших недр, странно…

 Ну а о том, что повышение цен на топливо разгоняет цены буквально на все товары и услуги, напоминать, наверное, не стоит.

 На днях у зампреда Правительства Дмитрия Козака состоялось совещание с представителями ВИНКов. Нефтяники заявили, что больше сдерживать рост цен, как просил их Путин, они не смогут, поскольку оптовые цены на топливо формируются на рыночной основе, а рост розничных заблокирован. На совещании рассматривались различные способы регулирования рынка – лицензирование экспортной деятельности, привлечение запасов Росрезерва в пиковые периоды, создание спецрезервов государством, обратный акциз, демпфирующий акциз. Однако очевидно, что рост розничных цен неизбежен без вмешательства правительства, это связано с ростом НДС и акцизов на нефтепродукты с начала 2019 года.

 Около 50% рынка ГСМ Дальнего Востока занимают независимые нефтетрейдеры. Сейчас они поставлены на грань разорения, поскольку при заморозке правительством розничных цен и сохранении рыночных на оптовом рынке независимые вынуждены продавать топливо практически себе в убыток. В этой ситуации многие АЗС, особенно в отдаленных районах, могут скоро закрыться. Причем если в центральных регионах их место займут конкуренты, то в условиях труднодоступных территорий этого не происходит. Населенные пункты просто остаются без ГСМ.

 Отрасль воздушных перевозок России находится на грани банкротства. Об этом сообщил недавно заместитель гендиректора группы компаний S7 Дмитрий Куделькин. По его словам, рублевая цена тонны авиакеросина выросла примерно на 35% за этот год. В предыдущий раз такой скачок цен на топливо произошел 10 лет назад, в 2008 году. Пока ни у кого нет готового решения проблемы топливного рынка России, но вот вопрос, кто и зачем эти проблемы создал?

© 2018 Все права защищены.