Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Независимые АЗС: динозавры на розничном рынке топлива

Независимые АЗС: динозавры на розничном рынке топлива
04.12.2018

  Осень 2018 года ознаменовалась примечательными событиями на топливном рынке страны. Напомним, что рост стоимости топлива на АЗС привел в начале ноября к заключению соглашения между Минэнерго, ФАС и крупными российскими компаниями по стабилизации цен. Однако эта заморозка вызвала протесты со стороны независимых сетей АЗС. Они стали жаловаться, что достигнутые договоренности по ценам грозят им убытками и вообще поставила их в невыгодное положение по сравнению с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Указывалось, что независимые АЗС, а них приходится около 60% всех российских заправок, скоро начнут массово разоряться и в результате региональные топливные рынки испытают великие потрясения. Причем делался прозрачный намек, что такая неразумная регулятивная политика приведет к серьезным экономическим, социальным и даже политическим последствиям.

  К настоящему моменту страсти вокруг бедственного положения небольших сетей АЗС поутихли. Этому способствовала корректировка в конце ноября условий соглашения о заморозке цен. Независимые сети АЗС получили право повышать цены на топливо до 4% относительно уровня розничных цен на заправках ВИНК.

  Казалось бы, все закончилось хорошо. Частные заправки, кажущиеся воплощением того самого малого и среднего бизнеса, с которым связано столько надежд на возрождение российской экономики, получили дополнительную поддержку и теперь могут гораздо уверенней смотреть в будущее. Между тем, осенние бензиновые перипетии в очередной раз заставили обратить внимание на то, что у нас происходит на розничных рынках топлива. А там к настоящему моменту сложилась довольно парадоксальная ситуация. Представители независимых сетей АЗС заявляли, что им нужна маржа, как минимум, в три рубля, а до корректировки топливного соглашения она составляла около 4–5%. Такой уровень признавался невозможным для нормальной работы. За счет поправок в топливное соглашение частные АЗС смогли добиться увеличение разрешенной маржи до 8–9%, что позволило достичь желаемого уровня маржинальности.

  Однако в крупных нефтяных компаниях также отмечали падение доходности своих АЗС. В 2017 году ЛУКОЙЛ даже рассматривал вопрос о продаже части своих заправок, по причине упавшей почти до нуля маржи. И здесь возникает закономерный вопрос. Каким образом, частные заправки в таком большом количестве умудряются продолжать свою деятельность, если, по словам их владельцев, для выживания независимым АЗС необходима маржа как минимум в три рубля. Причем они получают прибыль, конкурируя с нефтяными гигантами, обладающими собственной нефтепереработкой и гораздо более высоким запасом рыночной прочности.

  Все бы ничего, если бы частные сети АЗС массово удерживались на рынке, благодаря системным и продуманным решениям, повышающим эффективность бизнеса. К примеру, в результате развития на заправках ритейла и точек общепита. Однако ситуация на самом деле не такая радужная. В действительности значительное количество независимых АЗС представляют собой, своего рода, динозавров времен дикого капитализма. Они просто обречены на вымирание в случае повышения прозрачности рынка и формирования условий для нормальной конкуренции.

  Во-первых, очень часто приемлемой маржинальности и, соответственно, конкурентоспособности с ВИНК, им удается достичь путем применения всякого рода «серых схем». Прежде всего, это продажа фальсификата и недолив топлива, чем, как известно, грешат многие независимые АЗС. Другим источником дополнительной «маржи» может выступать уход от налогов. Наконец, не секрет, что реальными бенефициариями частных заправок зачастую выступают представители местных элит, в том числе, из числа чиновников, силовиков, криминалитета. Ими делается все возможное, чтобы с помощью административного ресурса сохранить тепличные условиях для собственных АЗС и удержать столь прибыльное «место под солнцем», не пуская на местный рынок более конкурентоспособных игроков.

 

© 2018 Все права защищены.