Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Особый путь

Особый путь
04.02.2019

  По данным аналитического агентства «Автостат» объем рынка новых электромобилей в РФ по итогам 2018 года вырос на 51,6%. Результат более чем впечатляющий, если бы не было известно других цифр. В нашей стране за указанный период продали 144 новых электрокара, а весь отечественный парк электрических авто к концу года составил немногим более 2 тыс. штук. Для сравнения, в мире в прошлом году было продано 2,1 млн электрокаров, а их общее количество приближается к 5 млн. Судя по всему, Россия опять пошла по собственному, уникальному, пути развития.

  В 2016 году глава Минэнерго Александр Новак на форуме ENES сказал, что «в РФ к 2020 году может использоваться около 200 тыс. электромобилей». Однако уже в апреле 2018 года Владимир Путин на совещании с членами правительства отметил, что для нашей страны переход на газомоторное топливо является более предпочтительным сценарием по сравнению с переходом на электричество. Последнее заявление совсем не означает, что на будущем электротранспорта в России поставлен крест, но ясно, что государство сделало свой выбор не в пользу мирового тренда и этому есть причины.   

  Бурное развитие электрического транспорта в мире связано пока отнюдь не с техническим и экономическим превосходством электрокаров перед традиционными авто. Условия для роста продаж электромобилей в значительной степени созданы искусственно. Фактически, на рынках США, Европы и стран АТР лоббируются интересы производителей и потребителей электрических авто. Им предоставляются налоговые льготы, субсидии и другие финансовые и нефинансовые стимулы.

  В Европе в последние годы сильно увеличилась налоговая нагрузка на владение традиционным транспортным средством. Для европейского автомобилиста доля налогов –  НДС, регистрационный и дорожный налоги, за пять лет может достигать от 18 до 160% от базовой цены машины на бензине или дизеле. В Норвегии, где доля электрокаров достигает уже почти 40%, их владельцы имеют право на бесплатную парковку и свободный (неоплачиваемый) проезд по платным дорогам, могут передвигаться по полосам общественного транспорта, а так же пользуются налоговыми льготами. В США, и многих странах АТР производители электромобилей получают значительные субсидии из бюджета. А в Китае, мировом лидере по количеству электрокаров на дорогах, действует комплексная программа стимулирования автопроизводителей к инновациям в области производства электромобилей и аккумуляторов.

  Однако уже с 2020 года ситуация может измениться. Государственные программы поддержки электрического транспорта многие страны планируют постепенно сворачивать – слишком велика нагрузка на бюджеты. Об этом уже заявили власти США, Китая, Норвегии, Южной Кореи и некоторых другие. Также совсем непонятно, как с обещаниями к 2040 году запретить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями будут справляться Великобритания и Франция – первые, после Brexit, а вторые, после протестов желтых жилетов, которые напрямую были связаны с налоговой политикой правительства страны в отношении топливно-энергетического комплекса.

  В свете этих факторов, особый путь России не выглядит «очередной авантюрой». Развитие здесь электротранспорта требует слишком больших финансовых «вливаний». Нужна перестройка и модернизация всей дорожной инфраструктуры, субсидии, льготы, и, что очень важно, налаженное серийное производство электрокаров на территории нашей страны, пусть даже под зарубежным брендом. Постепенный же переход на газомоторное топливо вполне реален, и менее затратный, как для государства, так и для автолюбителей.

© 2018-2019 Все права защищены.