Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

"Передача ПСП в операционное управление компании «Транснефть» представляет собой значительное препятствие на пути «Роснефти» к доминирующему положению в отрасли"

"Передача ПСП в операционное управление компании «Транснефть» представляет собой значительное препятствие на пути «Роснефти» к доминирующему положению в отрасли"
04.09.2019

Председатель Совета директоров компании «Роснефть» Герхард Шрёдер написал письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с предложениями по контролю качества нефти в российской системе «Транснефть». 30 августа представитель ПАО «Транснефть» Игорь Демин прокомментировал предложения Шрёдера. «Роснефть» сочла комментарии Демина излишни резкими, на что выпустила релиз с разъяснениями своей позиции и требованиями извиниться за якобы резкие высказывания.

Антон, как Вы считаете, можно ли оценить экономическую разницу между предложениями Токарева и Шредера? Направлены они на одно – установления контроля за качеством поступающей в трубу нефти. Оба варианта выглядят решением проблемы. Что на ваш взгляд предпочтительнее?

Очевидно, что мы стали свидетелями перехода затяжного противостояния двух крупнейших отечественных компаний нефтяной отрасли вокруг контроля над качеством нефти в острую фазу. Говорить об экономической основе обоих подходов достаточно затруднительно, поскольку конкретные цифры по стоимости внедрения предложенных решений, насколько мне известно, нигде не назывались. В первом приближении, если отбросить неэкономические эффекты, предложение компании «Транснефть» представляется менее затратным для ВИНК, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Предложение г-на Шрёдера, разумеется, предполагает большую финансовую нагрузку на нефтедобывающие компании, но при этом неэкономические (имиджевые и репутационные) эффекты в средне- и долгосрочной перспективе могут перевесить понесенные расходы.   

После встречи руководителя «Транснефти» Николая Токарева с премьером Дмитрием Медведевым, «Роснефть» выступила против, заявив, что передача всех ПСП компании чревата дополнительными издержками для нефтяников, хотя речь шла всего лишь о перезаключении существующих договоров и незначительном изменении ряда техрегламентов. Спустя неделю «Роснефть» через Шрёдера уже выступает за введение института независимых сюрвейеров, что на порядок дороже решения «Транснефти». Как бы вы прокомментировали непоследовательную позицию «Роснефти»?

Возможно, вам это покажется странным, но позиция «Роснефти» мне представляется абсолютно последовательной. В одном из своих предыдущих комментариев для ИРТТЭК я уже отмечал, что в действиях НК «Роснефть» очевидно стремление если не к монополизации и полному подчинению себе нефтяного сектора, то, по меньшей мере, его большей части. Передача ПСП в операционное управление, а тем более в собственность, компании «Транснефть» представляет собой значительное препятствие на пути «Роснефти» к доминирующему положению в отрасли. В этом случае повсеместное введение института сюрвейеров может значительно ослабить позиции соперника. Кроме того, по заявлениям самой компании «Роснефть», она уже прибегает к услугам независимых инспекторов, что, на мой взгляд, может определить ее положение в качестве экспертного центра по данному вопросу в случае, если предложения г-на Шрёдера будут приняты. Предложение Герхарда Шрёдера «восстановить доверие к российской нефти» я лично расцениваю как попытку перехватить повестку борьбы за качество у компании «Транснефть», сместив фокус с жалоб трубопроводной монополии на репутационные потери, которые, в свете его письма в адрес Дмитрия Анатольевича Медведева, выглядят достаточно эгоистично, на общую цель, выступать против которой достаточно странно. Едва ли кто-то из крупнейших игроков углеводородного рынка не заинтересован в улучшении образа отечественного сырья в глазах зарубежных партнеров.

- Насколько привлечение дорогостоящих зарубежных сюрвейеров увеличит издержки нефтяных компаний? Не скажется ли это на увеличении себестоимости Urals и как снижение конкурентоспособности российских нефтяных компаний?

Я думаю, это зависит от того, на каких условиях и в каком качестве сюрвейеры будут допущены на объекты. Себестоимость отечественной нефти, конечно, увеличится, но разговор о снижении конкурентоспособности наших ВИНК я считаю преждевременным, так как работающего на федеральном уровне механизма привлечение независимых инспекторов пока нет.

© 2018-2019 Все права защищены.