Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Почему Дмитрий Козак попал в весьма затруднительное положение

Почему Дмитрий Козак попал в весьма затруднительное положение
04.09.2019

Глава правительства РФ поручил вице-премьеру разобраться в споре «Транснефти» и «Роснефти» относительно дальнейшего контроля над пунктами сдачи нефти в систему магистральных трубопроводов. Едва ли можно было придумать задание хуже. Образно выражаясь, это, как оказаться между разъяренным львом и голодным крокодилом. Найти в данной ситуации компромисс, устраивающий обе стороны, Дмитрию Козаку будет весьма сложно.

Амбиции и взаимные обиды двух гигантов отечественной нефтяной отрасли, лишь вершина айсберга. В их схватке есть более глубокий смысл. Фактически сейчас решается, каким путем отрасль будет развиваться дальше. Система, построенная в 90-х годах прошлого века, с множеством частных игроков и одной государственной транспортной монополией, в новом столетии оказалась изрядно деформирована. И сейчас, практически государственная «Роснефть» борется с полностью государственной «Транснефтью», а оставшиеся частные компании скромно стоят в сторонке и наблюдают за схваткой. Это уже не их весовая категория, влезать в драку может оказаться себе дороже.

Возникает резонный вопрос, что не поделили два крупнейших игрока, принадлежащие одному собственнику, государству? Ответ прозаичен – влияние, власть и деньги. Однако здесь есть нюанс. Если «Транснефть» выступает за сохранение существующей системы, где именно она контролирует магистральные нефтепроводы и качество сырья в них, пытаясь лишь расширить свои полномочия на все пункты приема нефти, то «Роснефть» пытается эту систему изменить, путем привлечения к мониторингу за качеством продукта независимых экспертов.

На первый взгляд, в этом предложении нет ничего криминального. Но только если не задаваться вопросом «Зачем это нужно?». Независимый мониторинг качества нефти на пунктах приема обойдется значительно дороже услуг лабораторий «Транснефти», а, самое главное, абсолютно не застрахует отрасль от отсутствия ошибок, сбоев, халатности или мошенничества. Особенно если эта независимая экспертиза будет связана с местной нефтедобычей. Собственно, загрязнение «Дружбы» произошло именно через частный терминал, к которому «Транснефть» никакого отношения не имела.

Для «Транснефти» передача прав мониторинга за качеством нефти на пунктах сдачи сырья в транспортную систему будет не критичным. Однако лишит компанию части полномочий, что, несомненно, снизит ее значимость, как государственной компании, созданной ради контроля за нефтяной отраслью и экспортными потоками. Вполне возможно, что для «Роснефти» это станет стимулом для очередной попытки получить право строить и владеть магистральными нефтепроводами. Проще говоря, оспорить монополию «Транснефти» на трубопроводный экспорт черного золота. Ведь можно вспомнить, что в конце 2016 года активно обсуждалась возможность покупки части транспортной монополии компанией Игоря Сечина.

В этом нет ничего удивительного, «Роснефть» за пятнадцать лет превратилась в гигантскую корпорацию, которая весьма болезненно реагирует на любые существующие ограничения для дальнейшего развития своего бизнеса. Здесь также можно вспомнить, что не менее активно, но куда более осторожно, «Роснефть» пыталась продавить идею вывода из-под контроля «Газпрома» его газопроводов и передачи их независимым компаниям. Это также было связано с попытками оспорить монополию, здесь уже «Газпрома», на экспорт трубопроводного газа.

Теперь же Дмитрию Козаку придется пытаться деликатно решить спор двух гигантских госкомпаний. С точки зрения здравого смысла, предложение «Транснефти» о передаче ей контроля за всеми пунктами приема нефти, выглядит более правильно. Мониторинг качества сдаваемого сырья, находящийся в одних руках, безопасней и рациональней чем, если будет сферой ответственности множества компаний. Известна же пословица «У семи нянек – дитя без глаза». Однако сбросить со счетов позицию крупнейшей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отечественной компании, никак не получится. Придется искать компромисс.

© 2018-2019 Все права защищены.