Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Прекрасное далеко

Прекрасное далеко
20.12.2018

  На этой неделе издание «Коммерсант» опубликовало информацию, что еще месяц назад 19 ноября вице-премьер Дмитрий Козак поручил ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития и «Транснефти» разработать эталонный тариф на прокачку нефти и нефтепродуктов. Идея совсем не нова, о необходимости изменения тарифной политики говорится не первый год. Но даже теперь после «указания сверху», ожидать быстрого решения и нахождения компромисса между всеми заинтересованными сторонами, не приходится.

  Аналогично этому, уже четвертый год министерства пытаются просчитать для «Газпрома» эталонную стоимость транспортировки газа. И судя по информации, просачивающейся в СМИ, эта работа все еще далека от завершения. Учитывая особенности развития отечественной нефтяной отрасли, количества заинтересованных игроков и экспортную значимость черного золота для экономики России, с тарифом для «Транснефти» можно ожидать такой же или еще более серьезный законодательный «долгострой».

  Единый тариф мог бы заменить существующие 97 тарифов «Транснефти», и освободить правительство от перекрестного субсидирования разных направлений транспортировки нефти. Однако для принятия эталонного тарифа необходимо достижение соглашения между нефтедобывающими компаниями, «Транснефтью» и правительством РФ. Управляющая тарифами ФАС, придерживается принципа вычисления среднего арифметического значения от пожеланий участников рынка, а при индексации существующих цен на прокачку нефти руководствуется формулой «инфляция минус». Делается это без учета инвестиционной программы и обязательств по выплате дивидендов «Транснефти». Менять такой подход антимонопольное ведомство совсем не спешит, что еще больше усложняет возможности сторонам договориться, поскольку уже сейчас между ними накопилось слишком много противоречий.

  С другой стороны, в случае установления единого тарифа нефтедобывающим компаниям придется произвести перерасчет затрат на транспортировку. Причем больше всего увеличатся расходы на прокачку нефти по основным экспортным маршрутам. В первую очередь, в Китай по ВСТО, то есть тому направлению, где сейчас наблюдается наибольший прирост экспорта черного золота из РФ. Доля экспорта «Роснефти» (и это без учета долей в зависимых компаниях) в направлении АТР по итогам 2017 года составила 42% от общего объема экспортных поставок по системе «Транснефти», у «Сургутнефтегаза» – 30%, у «Газпромнефти» – 6%, у «Лукойла» – 5%. Соответственно и рост затрат компаний будет пропорционален объемам их экспорта на восток.

  Так же увеличатся расходы на транспортировку в направлении порта Усть-Луга, но зато значительно подешевеет прокачка по нефтепроводу «Дружба». И тут вполне можно говорить о появлении политических влияний. После закрытия северной ветки «Дружбы», проходящей через Прибалтику, и благодаря открытию БТС-2, отгрузка нефти через порт Усть-Луга позволила минимизировать зависимость экспорта российской нефти от транспортировки через территории других, не всегда дружественных, стран. В случае же принятия единого тарифа, для нефтедобывающих компаний станет очевидной большая экономическая привлекательность «Дружбы» перед поставками в Усть-Лугу через БТС-2.

  Резюмируя все вышесказанное можно предположить, что процесс выработки и согласования эталонного тарифа транспортировки нефти и нефтепродуктов может оказаться очень долгим и сложным. Поэтому в нынешней ситуации наиболее рациональным было бы изменение уже сейчас отношения ФАС к установке стоимости транспортировки нефти, чтобы, когда дело дойдет до введения единого тарифа, не оказаться у разбитого корыта.

© 2018 Все права защищены.