Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

В тарифной политике ФАС не соблюдается принцип баланса интересов

В тарифной политике ФАС не соблюдается принцип баланса интересов
12.09.2018

  Проблемы регулирования тарифов в настоящее время являются крайне актуальной темой. Учитывая стратегическую роль нефтяной отрасли для российской экономики, вопрос развития инфраструктуры можно назвать государственно значимым. Для нормальной работы трубопроводной системы государство и придерживается принципа баланса интересов оператору нефтепроводов  и добычных компаний, обращающихся к «Транснефти» за услугой транспортировки сырья. Ущемление интересов одной из сторон ведет к негативным последствиям для всей отрасли и для государства. В одном случае недофинансирование инфраструктуры приведет к авариям, экологическим катастрофам, потере возможности экспортировать необходимые объемы нефти, а также поставлять нефть на отечественные НПЗ, что в свою очередь приведет к топливному кризису. С другой стороны высокие тарифы на транспортировку понизят рентабельность ВИНКов, что будет способствовать падению добычи нефти в стране, а значит и понижению доходов бюджета. 

  Пока, как показывает практика чаша весов баланса интересов качается в сторону ВИНКов, а «Транснефть» зачастую оказывается с убытками. Примерами этого является история с отказом от обещанных объемов прокачки нефти по новым нефтепроводам. Но случаи противоречий в формате компания-компания не столь критичны непосредственно для отрасли. Гораздо хуже, когда конфликт возникает в формате компания-регулятор, тем более, когда компания является естественным монополистом. Это сразу же поднимает вопрос до национального уровня. Известны случаи, когда ФАС существенно снижала тарифы на прокачку нефти по новым нефтепроводам, что делала проекты либо неокупаемыми, либо сложно окупаемыми (со сроком более 30 лет). 

  Особняком стоит последняя история понижения тарифа на прокачку нефти в КНР по российской территории с фактически синхронным увеличением прокачки этой же нефти на казахстанском участке, что привело к прямому ущербу нашему государству.

  Таким образом, принцип баланса интересов не соблюдается. Учитывая недовольство тарифами как в нефтяной, так и в газовой отрасли, правительству стоит задуматься о целесообразности наличия у антимонопольной службы функций тарифообразования. Выходом из ситуации может быть, либо передача полномочий на уровень правительства (в Минэкономразвитие или в другое министерство), либо прозрачность в принятии решений с равноправным доступом всех участников процесса при формировании тарифной политики и соблюдением существующего законодательства. 

© 2018 Все права защищены.