Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Призрачные шансы

Призрачные шансы
27.06.2019

  Совсем скоро, 28-29 июня должна произойти встреча лидеров стран «большой двадцатки» (G20). На этот раз особое внимание и наибольшие ожидания связаны с запланированными переговорами американского лидера Дональда Трампа с президентом России Владимиром Путиным и главой компартии Китая Си Цзиньпином.

  Мир подходит к этим встречам в крайне «разобранном» состоянии, и, естественно, все ждут от лидеров трех великих держав снижения градуса политического, военного и экономического противостояния. Несмотря на весьма широкий круг возможных к обсуждению вопросов – от разоружения и торговых войн до кризиса в Венесуэле и проблемы Ирана, почти все они, так или иначе, связаны с установлением баланса и разделом сфер влияния на мировом рынке энергоресурсов.

  Для России в области экономики первостепенной задачей является добиться – прекращения расширения санкционного давления, а в идеале ликвидации или хотя бы смягчения санкций со стороны западных стран. Несомненно, за прошедшие годы наша страна во многом адаптировалась к экономическим ограничениям, но в нефтегазовой сфере санкции бьют по будущему отечественного НГК, и нивелировать это негативное воздействие у нас не пока не получается.

  Здесь можно говорить о трех типах давления. Первый – технологический. Это запрет доступа к западным технологиям для разработки трудноизвлекаемых запасов (для сланцевой нефти, к которой относят, например, баженовскую свиту), а также аналогичный запрет на передачу нам технологий для освоения арктического шельфа. Именно в этих областях отечественная программа импортозамещения реализуется крайне медленно, а учитывая ограниченность традиционных ресурсов, в первую очередь, нефтяных, сказаться на объемах добычи черного золота наше технологическое отставание может уже в ближайшем обозримом будущем. Второй тип – это финансовое давление. Отсутствие доступа к дешевым кредитам отражается на вложениях в отрасль. Заменить Европу и США компаниями из Китая в полной мере не получилось, а кредиты в Поднебесной Империи для нашей страны оказались весьма дорогими. И наконец, это угроза применения санкций для реализуемых и будущих проектов. Самый яркий пример – ситуация вокруг «Северного потока 2». Несмотря на поддержку газопровода Германией и некоторыми другими европейскими странами, опасность введения против него санкций со стороны США остается велика. Причем пример Ирана показывает, что на недовольство Европы Вашингтон вполне способен махнуть рукой, а страны Старого Света активно противодействовать Белому Дому не решаются.

  Перспективы того, что на встрече российского и американского президентов будет поднят вопрос о санкциях, вполне реальны. Но надеяться на положительный результат для нашей страны едва ли приходится. Во-первых, американский президент единолично может отменить только санкции введенные своим указом. Прекратить действие санкций введенных Конгрессом США, Дональд Трамп просто не в силах. Повлиять, вполне способен, но весьма сомнительно, что он станет это делать. И отсюда вытекает «во-вторых». В Америке начинается предвыборная гонка, в которой у действующего президента пока не самые лучшие позиции. Давать своим противникам такой козырь, как обвинения в «сближении с Москвой» Дональд Трамп вряд ли захочет.

  Есть еще и третье – в нефтегазовой сфере в ближайшее время стоит ожидать усиления конкуренции между Россией и США за рынок Китая. И здесь Соединенные Штаты, несмотря на все торговые войны с Пекином, будут стараться не допустить дальнейшего экономического сближения Китая с нашей страной. Антироссийские санкции же в этом случае оказываются сдерживающим фактором для увеличения китайских инвестиций в отечественный нефтегазовый комплекс.

  Резюмируя все сказанное, можно сделать вывод, что не стоит ожидать даже смягчения санкционного режима, тем более, не говоря об его полной отмене. Впрочем, когда имеешь дело с Дональдом Трампом, ни в чем до конца быть уверенным нельзя. Поэтому призрачные надежды есть.

© 2018-2019 Все права защищены.