Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Проблема контроля качества нефти

Проблема контроля качества нефти
13.08.2019

На пункты сдачи-приема сырья (ПСП) системы «Транснефти» поступает нефть от разных производителей и по разным каналам (нефтепроводы, ж/д цистерны, автоцистерны). В буферных емкостях ПСП происходит смешивание разных партий нефти. В настоящее время качество нефти контролируется системой измерения качества нефти (СИКН) специалистами «Транснефти» перед закачкой компаундированного сырья из буферной емкости в систему магистральных нефтепроводов. Ответственность за качество сырья, сдаваемого в буферные емкости ПСП, фактически, лежит на поставщике.

Измерения качества сырья только при закачке в систему трубопроводов достаточно, когда в буферную емкость сырье сдает один поставщик, то есть одна нефтяная компания. К ней можно предъявить претензии по качеству нефти. При сдаче сырья в буферные емкости от разных производителей установить источник загрязнения зачастую невозможно.

При этом не определено, что делать с загрязненной нефтью. При любом варианте использования или отбраковки такой нефти кто-то должен будет понести соответствующие убытки.

Данная проблема существовала всегда, а загрязнение нефти в «Дружбе» хлорорганикой показало, что откладывать ее решение недопустимо.

В «Транснефти» обсуждается вопрос о внедрении контроля качества каждой партии нефти на входе в узлы компаундирования, чтобы можно было сразу выявить источник поступления некондиционной нефти.

В связи с данной проблемой ИРТТЭК провел экспертный опрос.

Антон, насколько необходимо внедрение такой тотальной системы контроля? Если ли какие-то другие варианты решения проблемы?

Произошедшее показывает, что проблема заключается не столько в системе контроля, сколько в ее эффективности, которая коренится в устаревших стандартах. Поскольку ни одна добывающая компания при наличии возможности не возьмет на себя ответственность за поставку некондиционного сырья (даже в случае использования хлорорганических соединений для увеличения КИН), то такая, как вы говорите, «тотальная система контроля» могла бы стать временным, промежуточным решением, которое, в свою очередь, не отменяет необходимости реформирования государственных и отраслевых стандартов и повышения прозрачности нефтедобывающей отрасли в целом.  

- Насколько реализуема такая система контроля сырья с организационной и финансовой точки зрения?

Ни организационных, ни финансовых барьеров для внедрения такой системы я не вижу. Разумеется, временные и финансовые расходы добывающих компаний в этом случае вырастут, а соответственно стоит ожидать подорожания во всей дальнейшей цепочке вплоть до конечного покупателя.

- Кто может или должен принять решение о внедрении такой системы контроля?

Инициатива «Транснефти» понятна, так как именно она понесла главные финансовые и репутационные убытки, пострадав, в сущности, от устаревшего стандарта, предписывающего выполнять проверку на содержание хлорорганики раз в 10 дней. Окончательное решение, вероятнее всего, останется за Правительством. Разумеется, принятие такого решения без привлечения представителей добывающих компаний для консультаций едва ли возможно, так как в итоге в транзите качественного углеводородного сырья заинтересованы не только игроки всех сегментов (и апстрим, и мидстрим, и даунстрим), но и государство. 

Главное, на мой взгляд, это избежать перекидывания мяча с одной половины поля на другую в попытках завиноватить кого-то одного, это не приведет ни к чему, кроме опасности возникновения аналогичной ситуации в дальнейшем.

- За чей счет может быть профинансирована данная система?

Я полагаю, что варианта всего три: создание подобной системы профинансирует «Транснефть», создание системы профинансируют добывающие компании, создание системы профинансирует государство. Реализация проекта по первому варианту, без привлечения государственных средств, мне представляется маловероятной в силу превалирующей в отрасли тенденции обращаться к Правительству, а иногда и напрямую к Президенту с просьбами о различных исключениях. 

При этом не стоит забывать о многолетней борьбе «Транснефти» за повышение тарифов на транспортировку нефти, реализация подобного проекта может стать хорошим козырем при аргументации необходимости повышения. 

Добровольное участие добывающих компаний в финансировании создания такой системы контроля я едва ли могу представить до тех пор, пока штрафы за поставку «грязной» нефти ложатся непосредственно на мидстрим-сегмент отрасли. Внедрение системы контроля полностью за государственный счет мне также представляется маловероятным сценарием, так как контроль качества, в любом случае, является ответственностью «Транснефти». Наиболее вероятным решением станет софинансирование государством (в том или ином виде) разработки, создания и внедрения системы контроля качества.   

© 2018-2019 Все права защищены.