Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Российские НПЗ работают в штатном режиме, дефицита нет»

«Российские НПЗ работают в штатном режиме, дефицита нет»
13.07.2020

Какова сейчас ситуация на рынке топлива России. Удалось ли нефтеперерабатывающим заводам нарастить производство в достаточной степени, чтобы удовлетворить спрос? Что происходит с мелким оптом в плане цены и доступности для независимых АЗС?

Российские НПЗ работают в штатном режиме, дефицита нет. Конечно, продвинутые компании в этот момент уделяют огромное внимание анализу внутреннего рынка нефтепродуктов и краткосрочным прогнозам. Наша компания как раз на этом специализируется, и мы (в том числе во время пандемии) работали не покладая рук и обновили все прогнозы.

В отношении мелкого опта – наблюдается дисбаланс, обусловленный снижением спроса на продукты со стороны потребителей. Не все бизнесы восстановились, а многие, очевидно, и не восстановятся. Я бы не сказала, что продукт недоступен, в том числе для независимых АЗС. Другой вопрос – по какой цене. Но это связано с системой ценообразования, в которой в оптовую цену топлива включаются немалые налоги, идущие в бюджет.

Каковы, на ваш взгляд, причины аномальной ситуации, которую мы наблюдаем? Цены на бирже бьют рекорд за рекордом, заправщики жалуются, что вынуждены работать в убыток или вообще не могут купить топливо. При этом на той же бирже большие партии скупают производители топлива из числа второго эшелона, а доходы государства от демпфера уже превышают объем выпадающих нефтегазовых доходов.

Цены на бирже, говорите, бьют рекорды? На мой взгляд, рекорды бьет размер налогов в цене топлива. Поступления от акциза, действительно, сравнимы с доходом от НДПИ и пошлин. Но это именно так и задумывалось. По сути, снижение пошлин было перенесено на рост внутреннего акциза. То есть за все платит потребитель – а это бизнес и граждане.

Вы вот знаете, зачем нам ВТО? Я – нет. Считаю, что с этим надо кончать. Пошлины надо вернуть, а акцизы отменить. И администрировать будет проще.

Вред от такой системы огромный – для всей экономики, так как высокие цены на нефтепродукты дают мультипликативный эффект. Напомню, что для нефтянки специальные налоги считают по формулам, где заложены мировые цены и курс доллара, плюс куча ненужных коэффициентов, которые, как я думаю, расширяют возможности ручного управления. В итоге, нефтяная промышленность и бюджет живут в долларовой экономике, а граждане и потребители – в рублевой. Даже ишак Ходжи Насреддина поймёт, что так не будет никакого развития.

Ваши прогнозы и предложения? Удастся ли заправщикам удержаться в предписанных правительством пределах: «рост цен в пределах инфляции»? Что можно сделать, чтобы сбить накал страстей и нормализовать ситуацию на рынке топлива?

На этот вопрос нет ответа. Мы с вами не контролируем мировые цены, не контролируем курс. Если они будут расти, будут расти и внутренние цены, и доходы бюджета. Что касается темпов инфляции, то она начала набирать обороты и продолжает. И совсем не в тех масштабах, которые официально озвучиваются. Уверена, что нужны системные решения, но продуманные, а не с бухты-барахты. На это нужно время, квалифицированные люди и политическая воля.


© 2018-2020 Все права защищены.