Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Российско-белорусские отношения: окончание эпохи нефтяного субсидирования

Российско-белорусские отношения: окончание эпохи нефтяного субсидирования
26.11.2018

  За обострением ситуации на бензиновом рынке страны ушли на второй план новости о российско-белорусских нефтяных спорах. Между тем, здесь происходят довольно примечательные вещи. Основным «камнем преткновения» стал проводимый в России налоговой маневр, который предполагает постепенное снижение экспортный пошлин на нефть с одновременным повышением НДПИ на ту же величину. Это означает для Беларуси серьезные финансовые потери. Беспошлинные поставки российской нефти позволяли обеспечивать белорусские НПЗ дешевым сырьем. В результате экспорт нефтепродуктов вошел в число важнейших для страны источников валютных поступлений, а сама нефтеперерабатывающая отрасль стала одним из столпов белорусской экономики.

  Естественно, что российские налоговые новации вызывают сильнейшее беспокойство у руководства республики. В Беларуси посчитали, что при цене нефти на уровне в 70 долл. за баррель налоговый маневр приведет к ежегодному ее удорожанию более чем на 20 долл. за тонну. В начале августа белорусский Минфин объявил, что из-за налогового маневра только за 2019 год выпадающие бюджетные доходы страны могут составить 300 млн долл.. К моменту же его окончания ежегодные убытки оцениваются в 2 млрд долл., что составляет около 4% белорусского ВВП.

  В данной связи со стороны Беларуси вновь был поднят вопрос компенсации Россией тех потерь, которые бюджет страны понесет по причине российской налоговой реформы. Кроме того, на фоне подобных угроз в Минске решили в очередной раз попробовать надавить на Москву, чтобы выторговать для себя преференции в топливной сфере. В частности, в конце августа президент республики Александр Лукашенко обвинил Россию в том, что она перечисляет Беларуси не все пошлины от реэкспорта российской нефти, вопреки достигнутым в 2017 году договоренностям между нашими странами.

  Однако сразу после этого последовал неприятный для Беларуси ответ со стороны России. В начале сентября глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что не видит экономической целесообразности в беспошлинном ввозе российских нефтепродуктов в Беларусь. В результате с ноября 2018 года их поставки были прекращены за исключением тех, которые не производятся на территории республики. Тем самым была упразднена практика реэкспорта нефтепродуктов из РФ в соседние с Беларусью страны. Прежде всего, сюда относится Украина, которая, по некоторым оценкам, путем подобной схемы закрывала около 40% своих потребностей в моторном топливе.

  Более того, в настоящее время, судя по позиции российской стороны, подходит к концу эпоха «нефтяного субсидирования» Беларуси со стороны России. Страны договорились найти до конца этого года взаимоприемлемое решение по механизму компенсации потерь от налогового маневра. Однако посол Беларуси в России Владимир Семашко 18 ноября в интервью белорусскому телевидению отметил, что переговоры между двумя странами идут непросто и вряд ли удастся найти компромисс до намеченного срока.

  Российская сторона готова компенсировать Беларуси ее бюджетные потери. Однако, как подчеркивали в Минфине РФ, если такое решение будет принято, то компенсация будет производиться исключительно из бюджета в бюджет, а не в адрес белорусских НПЗ. Однако Беларусь хочет добиться фиксации своих потерь за счет скидки в цене нефти. Очевидно, что подобный механизм означал бы продолжение прежней политики субсидирования экономики Беларуси за счет льготных цен на нефть, но уже в несколько модифицированной форме. На это Россия идти категорически не хочет.

  В результате по мере продвижения налоговой реформы в РФ уходят в прошлое и возможности заработка для Минска за счет разницы между российскими внутренними и внешними цен на нефть. Так уже не показывают былых прибылей белорусские НПЗ. Правда, на долю Беларуси пока остаются разрешенные ей для реэкспорта 6 млн. тонн беспошлинной российской нефти. Однако примерно такой же объем составляет ее внутреннее потребление, поэтому ощутимых валютных выгод от перепродажи данных объемов страна получить не может.

© 2018 Все права защищены.