Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

«Сама система сбора и обработки данных сильно устарела»

«Сама система сбора и обработки данных сильно устарела»
02.09.2020

Так, уже в мае было понятно, что рынок автомобильного топлива восстанавливается быстрее, чем ожидалось, и принятые в апреле, на пике кризиса, решения о поддержке нефтепереработчиков (снижение нормативов биржевой продажи и запрет импорта, прежде всего) нужно если не отменять, то хотя бы корректировать. Этого не было сделано, результатом чего стал полномасштабный кризис на рынке нефтепродуктов.

Весьма показательный отзыв о российской системе управления содержится в представленном на днях экономическом обосновании к законопроекту об освоении континентального шельфа Арктики и Тихого океана, разработанного Минвостокразвития. «За последние 23 года налоговый режим в области добычи углеводородов менялся 11 раз, что говорит о невозможности прогнозирования налоговой составляющей финансовых моделей», – сказано в документе.

- Что вы можете сказать о качестве российской государственной и корпоративной статистики, степени открытости и доступности информации, в том числе для экспертного сообщества?

Я бы разделял государственную и корпоративную статистику. Корпоративная статистика вызывает достаточно высокий уровень доверия, потому что напрямую связана с деньгами. Это и взаимоотношения акционеров, и информация для инвесторов. Поэтому какие-то игры здесь чреваты для самого предприятия.

Государственная статистика традиционно вызывает скепсис. Прежде всего из-за скорости обновления информации – на официальных сайтах можно встретить новости многолетней выдержки. В цифровой век, когда информация требуется здесь и сейчас, хотелось бы побыстрее. Во-вторых, статистика должна быть независимым органом, она не должна входить в структуру какого-либо министерства. В этом случае к ее данным было бы больше доверия.

- Как качество и доступность информации влияет или может повлиять на качество решений, принимаемых госструктурами и руководством компаний?

Статистика прежде всего нужна для прогноза и анализа различных категорий – от поведения потребителей до доступности ресурсов. Это нужно, чтобы принимать бизнес-решения. Многие компании с этой целью проводят собственные исследования. Если бы качество позволяло опираться на государственную статистику, решения принимались бы, во-первых, быстрее, потому что не нужно было бы тратить время на сбор данных. А во-вторых, было бы более качественным.

Мне в свое время нужно было найти информацию по производственным компаниям малого и среднего бизнеса. Она была мало того, что очень глубоко зарыта, но и возраст данных был 2-3 года. Ничего для себя полезного я на государственном сайте не нашел. Кстати, именно средний и малый бизнес особенно нуждаются в качественной государственной статистике. У них-то как раз нет денег на проведения самостоятельных маркетинговых исследований и тому подобного.

- Что можно сделать, чтобы повысить качество собираемой и анализируемой информации и сделать систему принятия решений прозрачной и понятной для участников рынка?

Сама система сбора и обработки данных сильно устарела. Нужно кардинально менять подходы, используя принципы big data. Это на данный момент одно из направлений в мире, которое разрабатывают лучшие умы. Есть уже и примеры его применения у нас. Если мы возьмем пример российской налоговой инспекции, они вышли на первое место по цифровизации в мире и демонстрируют очень высокий уровень работы с информацией.


© 2018-2020 Все права защищены.