Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Экспертиза

Шельф не для всех

Шельф не для всех
07.03.2019

  Правительство РФ на прошлой неделе утвердило правила аукционов на разработку спорных участков арктического шельфа. Необходимость такого шага возникла после того, как «Роснефть и «Газпром» в 2013 году вместе претендовали на «Северо-Врангелевский» участок на шельфе Восточно-Сибирского и Чукотского морей, а в 2015 году одновременно пытались получить лицензию на освоение «Мурманского месторождения» на шельфе Баренцева моря.

  Стоит отметить, что право на получение новых участков на шельфе есть только у госкомпаний. То есть, на данный момент, «Газпрома» и «Роснефти». Для остальных игроков рынка это постановление правительства ничего не изменило, несмотря на то, что уже достаточно давно идут разговоры о необходимости допуска на шельф частных компаний. В первую очередь, «Лукойла», который еще до введения закона о госкомпаниях получил в разработку участки в Балтийском и Каспийском морях, а значит, имеет определенный опыт реализации морских проектов и сейчас очень нуждается в расширении своей ресурсной базы в России.

  Буквально на днях вице-премьер Юрий Трутнев в интервью «Интерфакс» предложил в качестве стимула для развития освоения шельфа Арктики, допустить к работе в регионе частные компании, даже иностранные. По его мнению, эта мера позволит совершить российской нефтяной отрасли скачок вперед «о котором сейчас мы не можем даже говорить». По словам Юрия Трутнева за последние годы у нас на арктическом шельфе пробурено пять скважин, тогда как в Норвегии – 345, а в Великобритании – 99. Можно добавить, что по данным Rystad Energy за последние два года за рубежом приняты инвестиционные решения для 17 глубоководных проектов, шестнадцать из которых были ранее отложены или заморожены из-за низких цен на нефть. То есть интерес к разработке морских проектов в мире продолжает расти, но пока, к сожалению, это никак не отражается на нашей стране.

  Дело в том, что российский арктический шельф, где по самым приблизительным расчетам, содержатся четверть запасов нефти и половина запасов газа нашей страны, сейчас, фактически, не разрабатывается. Причин много, от нерентабельности добычи при нынешних котировках барреля, до влияния санкций. И то и другое, верно, но если отвлечься от макроэкономики, то причинами застоя являются – недостаток инвестиций и отсутствие собственной технической базы, вопреки всем принятым программам по импортозамещению и предоставленным льготам.

  С высоких трибун очень много говорится о перспективах и далеких планах морской добычи углеводородов, но единственный действующий отечественный проект на арктическом шельфе – платформа «Приразломная» компании «Газпром нефть», работающая с 2013 года. Последнее крупное открытие в 2017 году здесь сделала «Роснефть» в море Лаптевых на Хатангском участке, при бурении скважины «Центрально-Ольгинская-1». Геологические запасы нового месторождения оцениваются в 298 млн тонн, а извлекаемые (по категориям С1+С2) более 80 млн тонн, но дальнейшая разведка и освоение месторождения отложена на неопределенный срок.

  Причем, если с газом у «Газпрома», что называется, не горит, и у компании пока достаточно ресурсов на суше, то с нефтью ситуация обратная. Например, вице-премьер Дмитрий Козак, выступая в российском парламенте, отметил, что к 2035 году при инерционном сценарии развития Россия может потерять почти половину от текущей добычи нефти. Можно сказать, что времени у нас уже не осталось. Реализация морских проектов, и тем более в Арктике, занимает больший срок, нежели на суше, поэтому откладывать «на потом» стимулирование разработки шельфа – теперь уже непозволительная роскошь.

 

© 2018-2019 Все права защищены.